marina mart (mart999) wrote,
marina mart
mart999

Categories:

ШИВА -ТАНДАВА

schiva

Тандава, небесный танец Господа Шивы, необычайно волнует и очаровывает, его позы и ритмика отличаются утонченной грациозностью, его действие поражает.
Нритья (тандава) — это непрерывное, священное движение различных частей тела в соответствии с внутренней божественной бхавой. Нритья является божественной наукой. Адигуру, обучавшие этой божественной нритье, — Господь Шива, Господь Кришна и Мать Кали. В нритъе проявлены шесть бхав: сришти, самхара, видья, авидья, гати и агати.
Господь Шива танцует ради благополучия всего мира. Цель Его танца — освобождение душ от оков майи, от тройных уз анавы, кармы и майи. Он творит не разрушение, но перерождение. Он — Мангаладата и Анандадата (Податель процветания и блаженства). Его легче удовлетворить, чем Господа Хари. Он с
легкостью исполняет желания — в награду за совершение небольшого тапаса или недолгое повторение пяти слогов Его мантры (паньчакшары).
«Агхада бхум» — песнь Его танца. Когда Шива начинает танцевать, к Нему присоединяются Брахма, Вишну, шиваганы и Кали с Ее чашей, сделанной из черепа. Видели ли вы когда-нибудь изображение прадошанритьи? Оно может дать вам представление о танце Шивы.
Кали очень гордилась Своим искусством танца. Шива начал танцевать, чтобы посрамить Ее гордость. Он танцевал очень красиво и артистично. Кали пришлось стыдливо опустить глаза.
Господь Шива несет лань в Своей левой верхней руке. В правой нижней руке у Него трезубец. У Него есть также пламя, дамару и малу (род оружия). Он носит змей вместо украшений и гирлянду из черепов. Своей ногой Он придавливает демона Муялаку, карлика, держащего кобру. Господь Шива обращен лицом к югу. Его тело — сама паньчакшара. Он говорит: «Контролируй пять чувств, которые шипят, как змеи. Ум скачет подобно лани. Контролируй ум. Жгите его в огне медитации. Порази его тришулой (различением). Ты сможешь достичь Меня». В этом — философский смысл изображения Господа Шивы. Вы можете узреть танец Шивы во вздымающихся волнах океана, в колебаниях ума, в движении чувств и пран, в кружении планет и созвездий, в космической пралайе, в эпидемиях инфекционных болезней, в сильных наводнениях и в деятельности вулканов, в землетрясении и оползнях, молнии и громе, во время больших пожаров и ураганов.
Как только гуна-самья-авастха, где в состоянии равновесия находятся три гуны, нарушается волей Господа, три гуны проявляются и имеет место пятикратное умножение числа элементов. Это — вибрация Омкары (шабдабрахмана). Это — проявление первичной энергии. Это — танец Шивы. Вся космическая игра (лила), мировая активность — это танец Шивы. Любое движение космоса — Его танец. Он созерцает пракрити и пробуждает Ее. Сознание, прана, материя начинают танцевать. Когда Он начинает танец, проявляется Шакти-таттва. Из Шакти происходит нада, а в наде берет свое начало бинду. Тогда проявляется к существованию вселенная имен и форм. Недифференцированные материя, энергия и звук становятся дифференцированными.
В местах сожжения трупов обитает Шива. Рудра — разрушительный аспект Господа. В Своей десятирукой форме, вместе с Кали, танцует Господь Шива на пепелище. Танцуют вместе с Ним и шиваганы.
Чидамбарамский Натараджа — искуснейший Танцор. У Него четыре руки. В Его спутанных волосах — Ганга и полумесяц. В правой руке Он держит дамару. Поднятой левой рукой Он демонстрирует для Своих преданных абхайя-мудру. «Преданные Мне, не бойтесь! Я защищу всех вас!» — таков ее смысл. В одной из левых рук Он держит пламя, свободной правой рукой Он указывает вниз, на асуру Муялаку, который сжимает кобру. Левая Его нога изящно приподнята.
Звук барабана призывает индивидуальные души припасть к Его стопам. Он символизирует Омкару. Из звучания дамару образовался весь санскритский алфавит.
Творение возникает из дамару. Сложенная в абхайя-мудре рука дарует защиту. Огонь производит разрушение. Приподнятая нога означает майю (иллюзию). Указывающая вниз рука — знак того, что Его стопы — единственное прибежище для индивидуальных душ. Тируакши представляет Омкару, или пранаву.
Чидамбарам в Южной Индии — священное место паломничества. Все тамильские святые пели гимны, восхваляющие Натараджу. Там находится Акаша-Лингам, указывающий, что Господь Шива не имеет формы и лишен качеств. Есть такая пословица: «Тот, кто умер в Бенаресе с Раманой на устах и в сердце, обретет спасение. Тот, кто вспоминает Аруначалам (Тируваннамалай), обретет мукти. Кто получил даршан Натараджи, достигнет окончательного освобождения». Истинный Чидамбарам находится в сердце.
В сердцах преданных, где сожжены эгоизм, похоть, ненависть, танцует Шива.
Он танцует очень спокойно. Если, танцуя, Он разгневается, мир мгновенно исчезнет. Он танцует с закрытыми глазами, так как искры из Его глаз могут сжечь всю вселенную. Пять действий Господа (паньчакрия) — творение (сришти), сохранение (стхити),разрушение (самхара), иллюзия (тиробхава) и благодать (ануграха) — суть Его танцы.
Да постигнете все вы истинное значение танца Шивы! В экстазе совместного танца с Господом Шивой да сольетесь вы с Ним и да испытаете Шивананду, истинную красоту существования!
Свами Шивананда Сарасвати
из книги " Господь Шива и Его Почитание"
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments