mart999

Categories:

Манас - Ум

1. Человек может увидеть различных существ, которые живут в глубинах океана. Ему доступны богатства недр земли. Но источник его сокровенных мыслей скрыт от человека, и его не увидеть глазами.

В человеке находится мешанина мыслей, которые проплывают одна за другой в его уме. По сути, ум - это ничего кроме мыслей. Тысячи впечатлений от действий, совершенных в прошлых жизнях, бесконечное количество впечатлений в этой жизни сохраняются в подсознании. Отпечатки желаний и страстей способствуют появлению мыслей такой же природы в сознании.

Мысли человека, в основном, бесконтрольны по природе и привязаны к большому количеству объектов материального мира. Даже в старости, когда невозможно удовлетворять чувственные желания, мысли об этом не покидают ум. Откуда они приходят? Этот вопрос остается загадкой для человека.

Очень легко увидеть сокровища океанских глубин. Богатства, лежащие в недрах земли, также доступны без особых проблем. Но исследовать источник мыслей, то есть подсознание, чрезвычайно тяжело.

2. Когда разум окутан густым туманом эго, греховные привычки, которые развиваются в человеке, остаются невидимыми для него. И это - настоящая ловушка.

Человек в своем невежестве идентифицирует себя с телом и говорит: «Я доктор, я инженер, я ученик. Я родственник премьер-министра. Я очень влиятельный и сильный. Я могу сделать многое» и т.д. Эго не позволяет ему быть вежливым и смиренным. Он хочет, чтобы другие подчинялись ему, жаждет уважения, социального положения, достатка, жену, детей: Он старается управлять другими и не позволяет никому влиять на себя. Такой человек никого не слышит, но хочет, чтобы его слышали все. Когда кто-нибудь хвалит его, он просто счастлив. Но если кто-то указывает ему на ошибки, ужасно раздражается. Так выглядит эгоистичный человек.

Эго - причина разрушения человека. Под его влиянием он впадает в заблуждение и совершает греховные поступки. Он даже может убить кого-то из-за вожделения или жажды богатства. Он никогда не думает о последствиях своих действий, так как теряет чувство различения.

Когда Равана собирался похитить Ситу, он обратился к Мариче с просьбой о помощи. Тот посоветовал Раване не совершать столь безумный поступок, так как он и весь его род будут уничтожены. Он сказал, что Равана недооценивает силу Шри Рамы, потому что это сам Господь Нараяна в человеческой форме. Но ослепленный похотью, злобой и высокомерием, Равана не обратил никакого внимания на советы Маричи. Он ужасно рассердился и стал угрожать, что убьет его, если тот ему не поможет. Так как Марича предпочел умереть от рук Господа, он принял условия Раваны. Когда Равана похитил Ситу и перевез ее на Шри Ланку, его брат Вибхишана посоветовал ему вернуть ее Шри Раме, иначе он точно погибнет. Позже, когда Хануман появился на острове как посланник Шри Рамы, он дал демону такой же совет. Но одержимый безрассудной страстью к Сите, Равана не слушал никого и навлек на себя плохую судьбу. Таким образом, его греховные качества (похоть и высокомерие) стали причиной его гибели. Равана не замечал их, так как его разум был окутан густым туманом эго.

3. В неустойчивом и грязном зеркале, которое к тому же находится очень далеко, невозможно увидеть реальное отражение. Так же и ум, который недостаточно сконцентрирован, наполнен эго и очарован объектами материального мира, не может отражать Господа.

В этом стихе ум сравнивается с зеркалом. Из-за загрязнения и других помех он не может отражать Бога (Атман).

Если зеркало неустойчиво, оно не может отражать объекты реально, так как они тоже будут трясущимися. Таким же образом, если в уме недостаточно силы концентрации, он не может отражать Господа (Атман, пребывающий внутри дух) четко.

Если зеркало в тумане или дыму, оно искажает отражение. Так же, если ум человека окутан туманом эго, отражение Бога в нем будет смутным и неясным.

Когда зеркало находится на очень большом расстоянии от предмета, в нем вообще ничего не возможно увидеть. Таким же образом и ум, попавшийся в ловушку притягательности материальных объектов, не может отражать Атман.

Существует три типа ума - саттвичный, раджасичный и тамасичный. Человек с саттвичным умом чист, здоров и счастлив. Он обладает мирским и духовным знанием. В состоянии медитации такой человек видит, что его ум неустойчив, как шатающееся зеркало. Это происходит от недостатка практики и вайрагьи (непривязанности к мирским объектам). С помощью систематической дисциплины в саттвичном уме развивается концентрация, и он становится стабильным. В этот момент отражение Атмана также становится четким и устойчивым.

Человек с раджасичным типом ума полон эгоистичных желаний. Он привязан к тому, что доставляет удовольствие. Чтобы обладать вещами, которые приятны ему, он предпринимает бесконечное число действий. Сегодня он хочет одно, завтра - что-либо другое. И так день за днем он мчится в поисках удовольствия. Так как раджасичный ум управляется чувственными желаниями, он сравнивается с зеркалом, окутанным дымом. Поэтому отражение Атмана в нем будет расплывчатым и неясным.

Наконец, человек с тамасичным умом очень сильно привязан к блеску предметов материального мира. Полный похоти и зависти, он даже может совершать ужасные преступления, чтобы удовлетворить свои желания. Он находится в глубоком заблуждении и страдает от лени и бездеятельности. В таком уме Атман отражается очень слабо. Поэтому он сравнивается с зеркалом, которое находится на очень большом расстоянии от предмета.

4. Люди говорят, что Ганга смывает все грехи. Но даже после принятия омовения в святой реке, они не верят, что полностью очистились. Если нет искренней веры, ни Ганга, ни даже Господь Шива, который держит Ее на своей голове, не смогут очистить человека.

Бхава шуддхи - это глубокая вера с сильным чувством преданности, в соответствии со словами писаний и святых людей. Люди говорят, что омовение в Ганге очищает каждого. Но даже после его совершения, они не верят, что очистились. Они сами не верят в то, что говорят и что узнали из святых писаний и своих учителей. В Бхагавад-Гите говорится, что человек соответствует природе своей веры и в точности такой же, как она.

В «Шива Пуране» есть одна история. Однажды Богиня Парвати спросила своего супруга Шиву: «О Господь, я вижу, что в Каши тысячи людей сидят на берегах Ганги после омовения и распевают Ом Намах Шивайя. Я знаю, что омовение в святой реке сразу же дает освобождение. Но я не вижу, чтобы кто-либо из них получил его, несмотря на воспевание Твоего Имени и ежедневного омовения в святой Ганге. Почему это так?»

Шива ответил: «Парвати, это правда, что тысячи людей принимают омовение в Ганге и распевают Мое Имя. Но какой смысл в этом? Они не имеют веры в Меня и святую Гангу. Когда человек окунается в Ее воды, у него должно быть чувство, что сама Мать Ганга очищает его. Он должен делать это с чувством преданности. Иначе Ганга будет простой водой для него. Таким же образом он должен воспевать Мое Имя с преданностью. Он должен иметь глубокую веру, что в слове Шива содержится мистическая сила, которая поднимет человека до божественного уровня. Вера - это главное в достижении мукти. Среди миллионов, распевающих Мое Имя и принимающих омовение в Ганге, только один, может быть, обладает неуклонной верой, которая даст ему освобождение. Ее отсутствие не дает человеку получить Мое благословение».

Но Парвати не могла поверить, что эти люди недостаточно сильно верят в Господа и Гангу. Поэтому Господь Шива придумал план, чтобы убедить ее в своей правоте.

Шива и Парвати спустились с Кайласа и приняли форму пожилой супружеской пары, сидящей на берегу Ганги. Огромное число людей омывались в реке, распевая имя Шивы. Вдруг Шива в образе старика поскользнулся и упал в канаву. Парвати начала кричать. Люди, которые возвращались домой после омовения в Ганге, начали спрашивать, в чем причина ее горя. Она ответила, что ее муж упал в глубокую канаву, а она сама не может достать его и отнести к врачу. Они сказали, что помогут вытащить его оттуда. Но Парвати ответила, что только абсолютно безгрешный человек может дотронуться до ее мужа, иначе его руки сгорят.

Услышав это условие, мужчины засомневались. Они подумали, неужели кто-либо может быть свободен от всех грехов? Несмотря на свою набожность, они были уверены, что нечисты от ошибок, совершенных в жизни. Поэтому все они ушли, не оказав старику никакой помощи.

Некоторое время спустя той дорогой проходил вор. Он увидел пожилую женщину в слезах. Он подошел к ней и спросил, в чем дело. Она ответила, что ее муж упал в канаву, но все отказываются помочь ему. Вор захотел спасти его. Но женщина велела ему не трогать старика. Она сказала: «Ты можешь дотронуться до него, только если ты свободен от грехов, иначе твои руки сгорят».

Вор немедленно прыгнул в Гангу, окунулся, произнеся Ом Намах Шивайя, после этого подошел к женщине со словами: «Мать, все мои грехи смыты. Я принял омовение в святой Ганге и один раз произнес святое имя Господа. Теперь я свободен от всех грехов. Я могу смело дотронуться до твоего мужа и достать его из канавы». Такова была вера простого вора в имя Господа и очищающую силу святой Ганги.

Больше Шиве не имело смысла оставаться в теле старого человека. Шива и Парвати в тот же момент приняли свою божественную форму и предстали перед вором. Так он был благословлен. Он полностью поменял образ жизни и стал набожным и чистым. Вот результат глубокой веры в имя Бога и слова писаний.

Вера - фундаментальный принцип моральной и религиозной жизни. Это великая сила, которая формирует нас. Она дает нам необходимую силу сражаться за благородные ценности. Она не противоположна рассудку. Это полное посвящение себя Богу.

Фраза «Господь Шива, который держит Гангу на голове» - напоминает нам о пуранической истории о Бхагиратхе, царе солнечной династии. Он был бездетным, поэтому совершал аскезы, чтобы стать отцом. Господь Брахма был удовлетворен ими. Он появился перед царем и спросил, чего он хочет. Бхагиратха молился о сыне, который бы продолжил его род. Во-вторых, он попросил, чтобы прах его предков, находящихся в Патале (аду), был омыт водами святой Ганги. Тогда их души получат освобождение. Также он сказал, что желает, чтобы Ганга спустилась на Землю.

Брахма дал свое благословение, но заметил, что Земля не выдержит силу Ганги, поэтому царь должен получить благословение Господа Шивы. Бхагиратха опять начал совершать аскезы. Шива был очень удовлетворен молитвами Бхагиратхи. Он решил задержать Гангу на своей голове и потом осторожно пустить ее воды на Землю. Но Ганга, проявив высокомерие, захотела смыть Шиву в адские миры. Поэтому он долго держал ее в своих спутанных волосах, не дав упасть ни капле воды, и так усмирил заносчивость Ганги. Но из симпатии к Бхагиратхе Господь отпустил немного ее воды в Биндусар, откуда они потекли по разным направлениям.

5. Человек совершает действия в соответствии с самскарами (тенденциями, сформированными в уме поступками в прошлых жизнях). Заставлять его поступать по-другому бесполезно. Но если вы будете совершать добродетельные поступки и показывать хорошие результаты от них, люди привлекутся ими и будут делать то, что принесет им благо.

Действия человека побуждаются его самскарами. Есть люди, которые тратят много денег на благотворительность, совершение пудж и т.д. с эгоистичными мотивами - заработать благосостояние, имя или славу. Мудрый человек не будет говорить им, что они ошибаются и что им нужно совершать только бескорыстные поступки, направленные на благополучие всего мира. Такие советы смутят их, так как они руководствуются совсем другими мотивами.

Мудрец должен сам подавать пример для других, совершая бескорыстные поступки.

Он должен работать без эгоизма и показывать другим спокойствие и счастье, которое дают такие действия. Тогда его благородные самскары обязательно привлекут умы эгоистичных людей, и медленно, но верно они встанут на путь бескорыстия.

Человек может быть очень богатым и скупым. Если вы посоветуете ему поделиться частью своего состояния с бедными, он будет раздражен. Но если вы сами будете жертвовать часть своего дохода на благотворительность и покажете ему результат этого - счастье, процветание, любовь людей и славу, то он привлечется благородными поступками и постарается вести себя лучше.

Шри Ганапати Сатчитананда Свамиджи

Сатчитананда Нити Мала  (это гирлянда добрых советов и мудрых изречений, которые записаны со слов моего Садгуру  — Свами Датта Пада Рену)


http://www.dattadarshanam.ru/niti.htm

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your IP address will be recorded