marina mart (mart999) wrote,
marina mart
mart999

Categories:

День Рождения Свами Вивекананды

intro_swami_vivekananda1

12 января - День Рождения Свами Вивекананды (1863-1902), духовного мыслителя, подвижника и религиозного реформатора Индии, вдохновителя национально-освободительного движения в Индии. Ученик Рамакришны.

«Я не метафизик, не философ. Нет, я не святой, я – бедняк. Мы бедные, брат мой, мы никто, но именно таких делает Господь своим инструментом!»

Вивекананда Свами (Нарендранат Датт) родился в Калькутте в семье адвоката. Получил прекрасное образование. С ранних лет проявил незаурядный интерес к философии.

Он был учеником Рамакришны и последовательным продолжателем его учения. В ноябре 1881 г. Нарендранат впервые встретился с Рамакришной, который открыл ему его предназначение: "Я так давно жду тебя, ты пришёл на Землю исполнить миссию человеколюбия". На вопрос юноши, видел ли он Бога, Рамакришна ответил: "Да, я видел Бога. Бога можно видеть. С Богом можно говорить. Если кто искренне возжаждет Бога, он достигнет Его". В следующую встречу Рамакришна прикосновением погрузил Нарена в экстаз. Тот стал его учеником. Но его рационалистический ум требовал логического обоснования иррациональных основ мистического опыта. Он не хотел ничего принимать на веру, не пропустив это через свое сознание. В течение 5 лет он близко наблюдал Учителя, не позволяя себе поддаваться обаянию его личности. И Рамакришна ни разу не потребовал от своего ученика слепой веры. Он любил его беззаветно. "Я люблю тебя, потому что вижу в тебе Божественное проявление. В день, когда я больше не увижу в тебе Бога, я не брошу на тебя ни одного взгляда". Рамакришна сказал Нарендранату, что он призван стать Учителем. "Дайте мне сначала реализовать в себе Бога", - заметил тот. Начался тяжёлый период напряжённого духовного труда. В этот сложный период огромную помощь оказала ему музыка. Под наблюдением Рамакришны он начал переходить в сверхсознательные состояния, однажды, во время такого погружения, перед ним ясно и отчетливо открылся его путь. Он понял, что его судьба - быть монахом.

Шесть лет провёл Нарен у Учителя. Однажды, во время медитации, Нарендранат вдруг увидел Свет, всё более расширяющийся и наконец, заполнивший всё пространство вокруг. Это было переживание огромной силы, которое помогло ему осознать полноту бытия. Из этого глубокого самадхи он вынес одну из самых светлых вестей - "Всякая душа потенциально божественна, и каждый может реализовать Бога в себе".

После смерти Учителя Вивекананда возглавил сообщество его учеников. При всей не традиционности многих своих высказываний (нередко крайне враждебно воспринимавшихся представителями индуистской ортодоксии), Вивекананда вполне традиционен как воплощение лучших качеств, столь ценимого в Индии во все времена учителя жизни, гуру, для которого непреложный закон - единство мысли, слова и дела, предельная искренность, бескорыстность и самоотверженность. Главные идеи Вивекананды всегда связаны не только с тем, что продумано, но и с тем, что пережито и прочувствовано им.

Свами Вивекананда много странствовал по Индии, посещал святые места, поэтому он не мог не видеть того бедственного положения в котором находился индийский народ. В 80-е годы 19 века он отправился в США на Всемирный конгресс религий, чтобы провозгласить на весь мир идею о единстве религий и привлечь внимание ученых и религиозных деятелей к индийской культуре и к родной стране. Вивекананда посетил и Европу. А в Гарвардском университете он читал курс философии Веданты. Там же ему присвоили степень профессора философии.

«По мнению Вивекананды, Веданта является некой духовной основой, общей для людей различных верований и религий. «Я не знаю лучшего толкователя Индуизма и Веданты, нежели Свами Вивекананда. … Книги Свами Вивекананды о Веданте и различных йогах откроют Вам путь к достижению возвышенного Идеала и Вершины индийской космогонии». Письма Е.И. Рерих, 27.12.1948

«Его атлетическая фигура – противоположность нежному, хрупкому (хотя и выносливому) телу Рамакришны. Он высок ростом (пять футов, восемь с половиной дюймов), широк в плечах, тяжёл и плотен, мускулистые руки тренированы всеми видами спорта, у него оливковое лицо, полные щёки, высокий лоб, сильные челюсти (челюсти скорее татарские, чем индусские. Вивекананда гордился тем, что его предки были татары, и любил говорить, что в Индии «татары – лучшие люди народа»), великолепные глаза – большие, тёмные, немного выпуклые, с тяжёлыми веками, очертания которых приводят на мысль классическое сравнение с листом лотоса. Никто не мог устоять перед чарами этого взгляда, который то обволакивал вас своим неотразимым обаянием, то сверкал умом, иронией, вдохновением, то возносился в экстазе, то властно проникал в глубину сознания и испепелял своим гневом. Всякий, кому приходилось иметь с ним дело, в Индии или в Америке, был подавлен его величием. Он был рождён царём. Когда этот 29-летний, никому неизвестный молодой человек появился в Чикаго на первом заседании Парламента религий, которое открывал в сентябре 1893 года генерал Джиббонас, он заставил забыть обо всех присутствующих: он властвовал над всеми. Его сила и красота, гордая, изящная, полная достоинства посадка головы, тёмный огонь его глаз, его внушительная походка и – едва он начал говорить – великолепный звук его тёплого, глубокого голоса (напоминающий звук виолончели) покорили всю массу американских англосаксов, предубежденных против него расовыми предрассудками. Мысль воина-пророка из Индии оставила отпечаток своих когтей на теле Соединённых штатов. Никто не мог бы представить его отодвинутым на второе место. Всюду, где он был, он был первым» Р. Роллан «Жизнь Вивекананды».

В начале 1897 г. он возвращается в Индию. Его возвращение было триумфальным. В больших городах Индии были сформированы комитеты встречи Вивекананды. Он принял этот триумф как триумф идей Индии, признание её вести о великом Единстве народов. Имя Свами Вивекананда было на устах всей Индии. Он выступал на многотысячных митингах в Мадрасе, Калькутте, Дели.

В 1899г. Вивекананда создаёт при поддержке учеников организацию «Миссия Рамакришны». "Это будет центр, - писал Вивекананда, - где будет изучаться и проводиться в жизнь Великая Гармония всех вер. И из этого центра кругами будут расходиться идеи единства, добра, мира и гармонии по всему миру". Своим ученикам он часто говорил о власти веры: "Мировая история - есть история немногих людей, которые имели веру в себя. Эта вера называлась верой в Божественное. Поверьте прежде всего в себя, тогда вы поверите в Бога. Сотня верующих людей может перевернуть мир".

Он говорил: "Индия - Ганг духовности, Индия одухотворяет весь мир", "Если хотите служить Богу - служите человеку! Какого еще Бога хотите вы найти? Зачем искать его далеко, если он распростерт вокруг? Бог - в людях, в животных, в каждом трепещущем лепестке".

Его слушала Индия: она вибрировала, наполнялась энергией, расправляла крылья своей великой души. Рамакришна и Вивекананда были первыми, кто пробудил индийское самосознание. Голосом Вивекананды, его призывами началось национально-освободительное движение в Индии.

15 мая 1902г. он писал: "Великая идея Тишины приходит ко мне. Я возвращаюсь к лучшему, нет больше работы для меня в этом мире". Он ушёл в возрасте 39 лет.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments