marina mart (mart999) wrote,
marina mart
mart999

Categories:

Маха Шиваратри

maha-shivaratri-wallpaper-desktop

Пять Ликов Шивы
В самом начале давайте узнаем значение выражения “двадаша джйотирлингам”. “Двадаша” означает “двенадцать”. “Джйоти” – “сияние”; слово “лингам” означает “символ” или Шива-лингам, эллипсовидный символ Шивы (“р” между “джйоти” и “лингам” вставляется по правилам словообразования санскрита). Следовательно, 12 джйотирлингамов символизируют духовное сияние Шивы. Главные свойства Всевышней Души – “Сат-Чит-Ананда”, то есть “Истина-Осознание-Блаженство”. Среди них Блаженство – это нечто такое, что необходимо пережить самому. Оно за пределами того, что можно описать словами. Это Наивысшая Реальность, которая не может быть доказана материалистическими аргументами или ограничениями. Поэтому единственный способ осознать Всевышнюю Душу – путь Осознания. Видимая форма Осознания – сияние, которое в форме лучей пронизывает окружающее пространство. Лучи, когда они толстые, могут рассматриваться в форме колонны. Таким образом, джйотирлингам – не что иное, как сияние духовности.

Пять первоэлементов природы формируют основу творения. Из этих пяти первоэлементов пространство и воздух не имеют формы. Вода кажется принимающей форму сосуда, что означает отсутствие у воды собственной формы. Земля состоит из бесчисленных атомов, и у неё приблизительно сферическая форма. Среди 5 первоэлементов природы только сияние, аспект огня, напоминает форму колонны. Поэтому среди столь многих идолов различных божеств только Шива-лингам известен как “джйотирлингам”, то есть колонна сияния. Когда воду выливают из сосуда вниз, поток напоминает колонну. Следовательно, естественная форма сияния, символизируемого Шива-лингамом, соотносится с абхишекой (обливанием) как с одним из основных ежедневных ритуалов. Распространённое высказывание – “абхишека-прия-Шивах”, то есть “Шиве приятнее всего абхишека”.

12 джйотирлингамов расположены в следующих местах;
Соманатха – Саураштра (штат Гуджарат)
Малликарджуна – Шришайлам (округ Карнул, штат Андхра-Прадеш)
Махакала – Удджайн (Мадхья-Прадеш)
Амарешвара – Омкара (Мадхья-Прадеш)
Вайдьянатха – Девгхар (штат Джхаркханд, до 9/11/2000 был частью Бихара)
Бхимашанкара – Дакини (штат Махараштра)
Рамеша – Раманатхапурам (штат Тамилнаду)
Нагеша – Дарукавана (в 16 км от Дварки, штат Гуджарат)
Вишвеша – Варанаси (штат Уттар-Прадеш)
Трйамбака – исток реки Годавари, Насик (штат Махараштра)
Кедарешвара – Кедарнатх (штат Уттаракханд)
Гхришти-ишвара(Гхришнешвара) – д.Верул, 20 км от г.Даулатабад (штат Махараштра)

Хотя сияние изображается в форме колонны, оно распространяется во все стороны одинаково. Эта разносторонность символизируется пятью ликами Шивы. Именно поэтому Шиву называют Панчамукха (Пятиликий). Давайте рассмотрим это подробнее.

Рассмотрите трёхликого Датту (Даттатрею). Мы можем видеть Его средний лик полностью, а два боковых лика – только наполовину. У Брахмы, Творца, четыре лика, по одному на четырёх сторонах. У Шивы пять ликов, один из которых смотрит вверх, то есть в небеса. Движение сияния преобразовывается во Время. Когда мы забываем, что духовное сияние – неделимое и всепронизывающее, тогда мы склонны считать его движущимся. Следовательно, делимое сияние приводит нас к измерению фигурами-числами. Для разделения требуется минимум два числа. Каждая вещь в творении формируется тремя свойствами: саттвой, раджасом и тамасом. Следовательно, Время, сформированное из сияния, зависит от числа шесть, то есть три, умноженное на два. Следовательно, измерение времени кратно шести. День состоит из 60 гхадий (каждая гхадия равна 24 минутам). Шестьдесят дней формируют один сезон согласно индийскому календарю. Год состоит из 6 сезонов, а шестьдесят лет формируют один цикл времени.

И поэтому Шива, воплощение духовного сияния, раскрыл Свою природу как принцип Времени в форме 12 джйотирлингамов – числа 12, которое получается умножением 6 на 2. Далее Он разделил год на 6 сезонов, включающие 12 месяцев, и в каждый месяц Он принимает различный аспект, и в результате мы представляем 12 аспектов Солнца, то есть двадаша-Адитья, каждый год. Именно поэтому в Яджурведе утверждается в главе Намака “Асауях тамро арунах”, то есть “Солнце, видимое в небе, это и есть Шива”. Вода, которая имеет неотделимую связь с Шивой, течёт в форме 12 главных рек, известных как пушкара-нади (“синелотосный поток”). Поэтому в Веде в главе “Аруна” говорится, что вода – текучий аспект сияния. Таким образом, Всевышний Господь Шива с Его 12 аспектами джйотирлингамов, 12 аспектами Солнца и 12 реками раскрывает Свой неделимый, бесконечный аспект, простирающийся от подземного мира до земли к небесам и выше над ними. Ночью физический глаз стремится к наличию света, чтобы влияние ночной темноты не ощущалось. В ночь Шиваратри Шива проявляется как Всевышнее сияние в полночь. Тот, кто может осознать духовность и переживает Наивысшую Реальность в ночь Шиваратри, никогда не возвращается к тьме невежества. Именно поэтому говорится: “В течение жизни одно Шиваратри необходимо”, – при условии, что вышеупомянутая реализация наступает. Вот почему Шиваратри – наиболее важный фестиваль Шивы. Божественной Матери поклоняются в течение фестиваля Дэви-наваратри (“девять ночей Богини”), то есть периода, охватывающего 9 дней и достигающего своей высшей точки в день Виджая-дасами (“Десятый день духовной Победы”). Шиваратри уникально во всей мифологии – в это время возможно мысленно представить и испытать божественное сияние Шивы, слушая повествование о 12 джйотирлингамах. Возможно узреть космическую форму Шивы оком своего ума. (Кстати, читатель может вспомнить, что Вишну воплотился как Кришна в полночь в месяце шравана в 8-ой день тёмных двух недель (убывающей луны). Шива проявился в четырнадцатый день тёмных двух недель в месяце магха (также по лунному календарю). Эти две ночи приходятся на месяцы август (иногда сентябрь) и февраль (иногда март) по григорианскому солнечному календарю. Таким образом, эти два фестиваля делят год на две приблизительно равные половины, с различием всего в 6 дней. Шри Свамиджи предписывает преданным и ученикам принимать участие в этих двух фестивалях с преданностью и верой, стремясь осознать духовное значение этих божеств для того, чтобы постичь неразделимый аспект Всевышней Души в этих двух формах, которые подобны двум сторонам одной монеты).

Парама-пуджья Шри Ганапати Сатчидананда Свамиджи
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments