marina mart (mart999) wrote,
marina mart
mart999

Category:

ТРИ СТАДИИ ДУХОВНОГО ПУТИ





“О, Арджуна! Только с помощью верности и преданности ты можешь познать Меня, можешь увидеть Меня таким, каков Я есть в действительности, и со временем сможешь раствориться во Мне, став единым со Мной”.

Воплощения Любви!
Господь в Гите различными путями показывает три основные стадии на духовном пути. В конце 11 главы, где Кришна даёт Арджуне видение Своей космической формы, вы найдёте такие три слова: Джнатум, Драштум и Правештум.
Джнатум значит “знать, что Господь здесь”;
Драштум значит “непосредственно увидеть Его”;
а Правештум значит “слиться с Ним”.

Эти слова обозначают три стадии, которым вы должны следовать, чтобы достигнуть цели — самореализации, самоосознания. Если вы ищете освобождения, вы должны пройти эти три ступени.

Знайте, что Бог находится здесь, и вы можете непосредственно испытать Его присутствие

На первой ступени — Джнатум — с помощью Священного Писания или учителя вы познаёте, что Бог действительно существует. Но просто знать эту истину ещё не принесёт вам безграничной радости. Вы узнаёте, что Бог находится здесь, но вы также думаете, что вы находитесь отдельно от Бога. Это предполагает принцип Двайты или двойственности. Двайта может послужить основой для последующих шагов на пути, но сама по себе она не принесёт полного и длительного удовлетворения.

Постепенно в вас развивается желание получить Даршан Господа — получить прямой личный контакт и узреть Господа. Как добиться того, чтобы таким путём увидеть Господа? Просто желать этого ещё не значит, что это произойдёт. Вы должны изнывать от жажды и тоски увидеть Его; вы должны постоянно стремиться увидеть Господа. О какой бы форме или аспекте Бога вы ни узнали благодаря чтению или рассказам, теперь вам надо очень хотеть увидеть Его, чтобы непосредственно испытать Его присутствие. Если ваше желание искренно, то через некоторое время Господь предстанет перед вами сугубо личным путём и даст вам то Божественное видение, которого вы так искали. Вот небольшой рассказ, иллюстрирующий это.

Пастушок

Некогда жил бедный мальчик-пастушок, обладавший большой верой и страстным желанием увидеть Бога. Однажды в деревню, где жил этот мальчик, пришёл проповедник Хиракатхадаш, чтобы выступить с духовными речами. Обычно много людей приходило послушать, как он воспевал славу Господу и Его подвиги. Пастушок не мог оставить свою работу и придти на эти встречи, потому что весь день он должен был пасти коров. Только по вечерам, когда он загонял коров в стойла, он мог пойти послушать выступления проповедника. Пастушок слушал всё, что говорилось, очень серьёзно и с большим интересом.

Однажды вечером пандит (учёный монах), будучи преданным Господа Вишну, рассказывал о том, как выглядит Господь Вишну, описывая традиционный образ Господа: у Него тёмная кожа, белая помета на лбу, и Он на белом орле. Пандит также объяснил, что Господь Вишну всегда готов придти на помощь тем, кто ищет в Нём защиту, и что Он с радостью принимает всё, что предлагается Ему с полной верой.

Эти качества Господа, о которых неоднократно говорил пандит, произвели неизгладимое впечатление на душу мальчика. Пандит сказал также, что Бог очень любит музыку, и что Его можно завоевать, посылая Ему молитвы в песнях, которые с благоговением идут от сердца.

Обычно мальчик-пастушок носил с собой пищу, чтобы поесть днём. Он начал каждый день со всей искренностью и преданностью предлагать эту пищу Богу, молясь, чтобы Господь отведал её. Свои молитвы он начинал с такого песнопения:
“О темнокожий Господь, мне сказали, что Ты ездишь на белом орле. Приди! Пожалуйста, приди ко мне и прими от меня эту пищу”.

Так мальчик молился Господу целую неделю. Он ни разу не коснулся пищи, потому что Господь не разделил её с ним. К концу недели он очень ослабел. Кроме физической слабости, он страдал также от сильных мук, потому что думал, что пел неправильно и поэтому не было ответа от Господа. Он был уверен, что Господь не трогал его пищу из-за несовершенства его пения. Поэтому с решимостью и преданностью он продолжал свои песнопения, считая, что в конце концов он безусловно завоюет Благодать Господа.

Горячее стремление увидеть Господа

Хотя он был очень слаб, но всё же он дошёл до леса. Чувствуя себя совершенно обессиленным, он всё же готов был не есть, пока Господь не примет его подношение. Теперь его песнь-молитва звучала чрезвычайно мелодично. Пастушок всё пел и пел, прося Господа снизойти и удовлетворить Свой голод, приняв пищу мальчика, удовлетворить жажду, приняв воду, которую мальчик предлагал Ему с таким горячим желанием. Когда в чувствах, мелодии и словах песни появилась совершенная гармония, Господь снизошёл. И как же Господь явился перед пастушком? Он пришёл как мальчик-бра’мин. Пастушок спросил мальчика-брахмина, который стоял перед ним:
“Дорогой друг, скажи мне, кто ты? Ты путешественник, идущий через лес?”

Мальчик-брахмин отвечал:
“Я Господь Нараяна. Ты молился, чтобы увидеть меня, и Я сошёл, чтобы дать тебе Даршан”.

Помня, что Господь любит прекрасные звуки музыки, пастух продолжал задавать вопросы в очень мелодичных звуках:
“Но Ты не выглядишь так, как описывали Господа: тёмный цвет лица, с белой пометой на лбу и на белом орле. Пандит сказал, что по этим приметам мы можем узнать Господа, но похоже, что это не так. О, если Ты — Благословенный Господь, пожалуйста, разреши мои сомнения и позволь мне увидеть Тебя в Твоей истинной форме”.

Видение Бога

Мальчик уже слышал описание Бога; теперь он хотел увидеть Его и непосредственно испытать Его таким, как Его описывали. Но у Бога нет какой-то определённой формы; у Него тысячи глаз, тысячи ушей, тысячи рук и тысячи ног. Однако для того, чтобы угодить своим преданным, которые жаждут увидеть Его, и доставить им удовольствие, Он принимает тот образ, о котором Его искренно молят. Это стадия Драштум, когда человек горит желанием получить видение Господа. Даже когда такое видение приходит, всё равно это не есть истинный образ Бога, а образ, избранный лишь благодаря молитве преданного. Бог любит искренние, чистосердечные чувства, и поэтому в соответствии с чувствами своего преданного Он даёт Даршан в том образе, который преданному милее всего. Чтобы обрадовать пастушка, Господь принял сияющий образ Вишну и отведал пищу и воду, предложенные Ему мальчиком с такой любовью.

После того, как Господь ушёл, мальчик подумал про себя:
“Сначала я услышал Его описание, а потом молился, чтобы увидеть Его Самого. И вот Он сошёл, и я увидел Его Лик. Но как мне достигнуть Его, чтобы быть всегда с Ним?”

Просто услышать — ещё не может удовлетворить преданного. Он не может также получить полного удовлетворения, просто увидев Господа, ибо увидев Его, преданный жаждет полного слияния с Ним; только тогда он достигнет бесконечного блаженства.

В случае с этим мальчиком Господь дал Даршан и исчез. Но с этого момента образ Господа навсегда запечатлелся в сердце мальчика таким, как он только что видел Его в образе Вишну. Имея этот восхитительный образ перед собой, он начал задавать вопросы, мечтая лишь о том, как достичь Господа и слиться с Ним. Это стадия Правештум — третья стадия.

За пределами дуализма (двойственности)

Так же, как описано в этом рассказе, либо слушая мудрецов, либо читая и изучая Писания, вы можете получить некоторое представление о том, как выглядит Бог. Но в конце концов это само по себе не удовлетворит вас и не сделает счастливыми. Это всё же лишь стадия двойственности. Вы должны попытаться пойти дальше, за пределы стадии двойственности. Следующая ступень называется Вишиштадвайта или качественный не-дуализм. Эта ступень связана с глубоким стремлением увидеть и испытать Бога. Как можно получить видение Его? Рисуя Его в своём сердце в том образе, в котором вам Его описывали, а затем постоянно думая и созерцая этот образ. Что бы вы ни делали, что бы ни говорили, что бы ни видели и что бы ни слышали, вы должны стать едины с образом, который нарисовали себе.

Та определённая форма Бога, о которой вы слышали, становится мыслеформой в вашем разуме. Эта мыслеформа затем должна наполниться чувством преданности, чтобы стать формой чувства в вашем сердце. Постепенно эти чувства будут углубляться и расти, пока не наступит день, когда вы получите настоящее видение Господа. Таким образом, сначала о Боге думают, затем Его чувствуют и, наконец, Его непосредственно испытывают. Другими словами, мыслеформа переходит в форму чувства, которая затем превращается в реальный опыт. Это стадия Драштум — вторая ступень на пути. Вы не только получаете личный Даршан Господа, которого вы жаждали увидеть, но вы получаете возможность разговаривать с Ним лицом к лицу.

После того, как вы увидели Господа и говорили с Ним непосредственно, вы почувствуете большее удовлетворение. Но если вы истинный преданный, даже этот драгоценный шанс не даст вам полной радости, которой вы жаждете. Теперь вы хотите достигнуть Бога и слиться с Ним. Вы думаете: “Я слышал (Джнатум) о Нём, я видел (Драштум) Его, теперь я должен достигнуть Его и слиться с Ним (Правештум)”.

Осознание того, что “Я есть аспект Господа” реализуется, когда видишь Его. До этого, в стадии Джнатум, когда, читая и слушая о Нём, вы пришли к осознанию, что Бог существует, вы чувствуете, что Бог — отдельно, и вы — отдельно. Но в стадии Драштум вы видите Господа, и у вас возникает чувство, что вы — Его часть. Это стадия — Вишиштадвайта. Но теперь вы двигаетесь к следующему пониманию: “Господь и я — едины”; это стадия Адвайты — полного не-дуализма. Здесь вы думаете: “Либо я должен слиться с Ним, либо Он должен стать единым со мной. Тогда появится полное единение”.

Единение с Господом

Пока река находится далеко от океана, являющегося её источником и целью, она сохраняет своё собственное название и свою индивидуальность. Но когда река сливается с океаном, она приобретает вкус океана, форму океана и принимает название океана. Если вы хотите стать едиными с Господом, вы должны почувствовать Господа, вы должны приобрести форму Господа, вы должны получить все качества Самого Господа. Только тогда вы сможете стать едиными с Ним. Вы должны почувствовать, что все качества Господа выражаются в вас.

“Широта взглядов Господа должна стать частью меня. Бескорыстные чувства, которые характеризуют Господа, должны стать частью меня. Безграничная Любовь Господа должна стать частью меня”.

Когда у вас появится это чувство, значит, вы достигли такого уровня, где “Я и Он — одно”, и это будет полное единство. Вы должны постоянно сознательно стремиться к этому чувству; вы должны прикладывать все усилия, чтобы приобрести его. Тогда наступит тот день, когда вы достигнете реализации — самоосознания. Это конечная цель человеческой жизни.

Три стадии мирской жизни

Истинное осуществление для человека возможно только тогда, когда он достигает того места, откуда пришёл. Даже в мирской жизни можно видеть некоторые аспекты этих прогрессивных стадий в достижении цели. Рассмотрим следующий пример.

Предположим на рынок привезли манго, и именно эти фрукты вы очень любите. Может быть, есть даже определённый сорт манго, к которому вы особенно благосклонны и питаете пристрастие. К вам приходит друг и говорит, что продаются именно такие манго, которые вам так нравятся. Когда вы узнаёте об этом, вы испытываете некоторое удовлетворение; вы с радостью думаете о манго, хотя вы ещё не купили и не попробовали их.

Как только вы узнали эту новость, вы немедленно мчитесь на базар, чтобы выяснить, где они продаются, и можно ли ещё их купить. Да, они есть. Теперь вы внимательно их рассматриваете. Это даёт вам ещё большее удовлетворение, но всё же вы ещё не полностью счастливы. Тогда вы кладёте в сумку самые отборные манго и платите за них. Затем, по дороге домой, вы думаете об этих фруктах, радуясь счастливой судьбе, что вы нашли такие прекрасные фрукты, и предвкушая удовольствие съесть их. Почему вы тратите так много времени, думая о них? Потому что вы особенно любите эти фрукты; и ваши действия, когда вы пошли за ними и купили их, доказывают вашу большую любовь к ним.

Вы можете получить много радости, когда то чувство, которое вы так сильно испытываете в себе, принимает форму, которую можно видеть внешне. На самом деле то, что вы видите внешне, всегда является всего лишь отражением ваших внутренних мыслей: когда у вас есть какое-то желание, вы реализуете внешне то, что так сильно желаете внутренне. Что касается манго, то принеся их домой, вы хорошенько вымоете и очистите их. Затем вы начнёте их есть и с блаженством наслаждаться упоительным соком этих чудесных фруктов. Вскоре этот сок уже не будет чем-то вне вас, он станет частью вас. Вы получите огромную радость от этого; вы почувствуете полное блаженство.

Знание, видение и единение с Божеством

В чём причина такой огромной радости? Давайте суммируем, что произошло: сначала вы узнали, что определённые фрукты, которые вы любите, можно купить на рынке. Это Джнатум — знание. Знание об этом не отбило у вас охоту купить эти фрукты, наоборот, у вас появилось сильное желание достать их и насладиться ими. Вы пошли на рынок, страстно желая увидеть там эти фрукты. Наконец, вы нашли их и внимательно рассмотрели. Стадия рассматривания — это Драштум. Посмотрев на фрукты, вы приобрели их и съели. Это стадия Правештум — соединение с объектом желания.

Есть ли у вас такие сильные чувства к Богу? Это единственное желание, которое действительно следует развивать. Прослушав несколько речей, прочитав много различных Писаний, узнав, что Бог существует, вам надо развить сильное стремление увидеть Его; иначе все ваши усилия пропадут даром. Вы должны страстно стремиться непосредственно увидеть Господа, предпринимая для этого всевозможные усилия.

Здесь находятся студенты и учителя. Студент, поступив на первый курс, не получит удовлетворения, просто оставаясь на этом уровне. Он будет стремиться перейти на следующий курс. Если студент остаётся на второй год на том же курсе, у него появляется чувство отчаяния и уныния. И не только он сам будет разочарован, но и его товарищи немало посмеются над ним. Таким же образом, вы будете хуже выглядеть в глазах других преданных, если будете постоянно оставаться на первых стадиях поклонения, типа Двайта, не продвигаясь в своём духовном развитии. Другие преданные скажут:

“Посмотрите на него. Он посещал столько выступлений в течение долгого периода времени и прочитал все великие Писания, но для чего всё это? Не похоже, чтобы в нём произошёл какой-либо прогресс”.

К несчастью, этот процесс, когда человек застревает на первой стадии, — характерная черта тамас-гуны, то есть инерции и лени. Необходимо избавиться от этого тамасического качества и продвигаться от стадии Двайты (двойственности) к следующей стадии — Вишиштадвайты (замечание консультанта: качественной неразделённости). Постоянно созерцая Божество, вы должны постараться непосредственно увидеть Бога в той форме, которую вы избрали. Имея горячее желание, вы получите завидную возможность увидеть Господа, говорить с Ним с глазу на глаз, а также служить Ему различными путями.

Достижение вечного покоя бессмертного “Я”

Но и тогда вы не сможете почувствовать удовлетворения. Вы должны стремиться достигнуть следующей стадии. Для вас не должно быть ни отдыха, ни покоя души, ни удовлетворённости до тех пор, пока вы не достигнете окончательной стадии — Адвайты, то есть полного слияния с Богом и осознания единства с Ним. В настоящее время вы стремитесь получить лишь отдых для тела и немного покоя для души. Но этого еще недостаточно. Вы должны достичь постоянного покоя Атмы. Когда вы станете едины с ней, вы станете самим покоем. Атма — это само воплощение вечного мира. Дживатма, индивидуальное, должно стать единым с Параматмой, Вселенским; тогда долгий путь, наконец, будет завершён и придёт осознание вечного блаженства.

Река рождается из океана и заканчивается в океане. Но как она появляется? Сначала вода в океане превращается в облака. Когда вода океана превратилась в облака, произошло разделение, двойственность: облака отдельно, океан отдельно. Вода в океане солёная; превратившись в облака, она становится сладкой. Теперь вода, которая стала облаком, проявляется в виде дождя; можно сказать, что это дождь Любви, потому что дождевая вода становится рекой и с большим энтузиазмом стремится воссоединиться с океаном. Это можно сравнить со стадией Вишиштадвайта или стадией Драштум, когда развивается сильная тоска и жажда всё больше и больше приблизиться к конечной цели. Когда вы находитесь на этой стадии, вы всем сердцем жаждете достигнуть своей Родины, с которой вы расстались. В случае с водой в виде реки, она жаждет вернуться обратно в океан, откуда пришла. И вот, наконец, она достигает своей цели. Это стадия Адвайты или Правештум.

Вы родились как обычный человек и как обычный человек прожили часть своей жизни. Но теперь вы избрали путь духовной жизни. Вы ищете хорошую компанию — Сатсанг. Вы с удовольствием слушаете рассказы из великих Писаний, описывающие священные качества Господа. Но теперь вы понимаете, что этого недостаточно. Вы стремитесь непосредственно увидеть Господа. Но даже и тогда вы не удовлетворены. Даже получив возможность видеть Господа и говорить с Ним, вы всё равно не находите полного счастья. Но когда вы полностью сольётесь, соединившись с Ним, тогда вы получите полное осуществление того, что искали, ибо тогда вы обретёте безграничный покой и блаженство, чем и является Господь. В этом заключается учение, которое Кришна преподнёс Арджуне на поле битвы Дхармакшетра.

Священные имена Арджуны

В Гите Кришна использовал различные имена, обращаясь к Арджуне. Последним именем, данным ему, было Дхананджайа. В мирской жизни людям могут давать различные титулы и имена. В Гите Господь Кришна, воплощение самого Божества, даровал различные имена Арджуне. Кришна сказал Арджуне:
“О, Арджуна, ты не смертное дитя. Ты само Божество. Ты сын бессмертия”.

В своей жизни Арджуна встретился с рядом испытаний, в которых он проявил себя героически; в результате ему были присвоены различные титулы. Чтобы получить священное оружие, Гандхива, он подверг себя суровому аскетизму и встретился лицом к лицу с рядом трудных проблем; но во всём этом он держался с огромной верой, мужеством и убеждённостью.

Его решимость перед лицом всех препятствий была вознаграждена тем, что в конечном итоге он выиграл священное оружие у Господа Шивы. В самом процессе борьбы за это небесное оружие даже элементы природы выступили против него, но ничто не могло остановить его твёрдую решимость добиться цели. Господь даровал ему титул Дхананджайи как завоевателю Дхануша, Небесного Оружия (Лука).

С мирской точки зрения его также можно назвать Дхананджайей, что значит “тот, кто побеждает в достижении богатства”. Существует рассказ, иллюстрирующий это.

Старший брат Пандавов, Дхармараджа, будучи царём, решил провести Раджасуйа-йаджну — большое царское жертвоприношение. В то время против Пандавов выступали злые Кауравы, сыновья Дхритараштры. Более того, казна Пандавов была пуста: у них не было денег. Перед лицом таких препятствий было почти невозможно провести грандиозную йаджну. Однако Дхармараджа настаивал. Он сказал Арджуне:
“Брат, йаджна потребует очень больших расходов казны. Нам понадобится много средств. Как нам их получить?”

Арджуна отвечал:
“Дхармараджа, зачем тебе волноваться о деньгах, когда у нас есть Древо Желаний в форме Кришны? Чего нам бояться? Как только Кришна благословит нас, у нас будет любое количество денег”.

Арджуна объездил различных королей, правящих в соседних землях, чтобы сообщить им о желании Дхармараджи провести огромное жертвоприношение. Как только эти короли узнали, что Дхармараджа собирается совершить йаджну, они предложили поддержать Дхармараджу своей казной: Арджуне потребовались десятки слонов, чтобы привезти эти богатства. Там были груды золота, серебра и драгоценностей. Когда пришёл Кришна, Кто всё это предвещал, Он повёл себя так, как будто ничего не знает. Он спросил Дхармараджу:
“Где ты взял столько богатств? Откуда всё это?”

Дхармараджа по неведению отвечал:
“Я получил всё это благодаря моему брату, Арджуне”.

С того дня Кришна называл Арджуну Дхананджайей, таким образом скрывая Свою роль и провозглашая всему миру, что Арджуна смог победить, собрав столько богатств. Арджуне было дано и много других имён, таких как Партха, сын Земли. Эти имена предназначаются не только Арджуне. Когда вы услышите эти имена, вы можете начать применять их и к себе; каждое содержит более глубокое значение и показывает, как Господь осыпает Благодатью Своих преданных. Пусть они станут частью вас; живите ими полностью, применяя их значение в своей повседневной жизни.

САТЬЯ САИ ГИТА
ПУТЬ К САМОРЕАЛИЗАЦИИ И ОСВОБОЖДЕНИЮ В ЭТОМ ВЕКЕ
Subscribe

  • Есть три типа слушателей

    К Будде пришёл человек и попросил ответить на его вопрос. Будда сказал: — Я отвечу, но не сейчас. Человек удивился. Он был очень…

  • ВЕСНА

    Луковицы Радуг и тюльпанов Март сажает в золотые грядки. Ты поверь, что как это ни странно, - Будет все еще у нас в порядке...…

  • Источник всех радостей

    Задумайтесь на мгновенье над тем, что имел в виду Иисус, говоря: «...предоставь мертвым погребать своих мертвецов» (Мат. 8:22).…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments