marina mart (mart999) wrote,
marina mart
mart999

Categories:

Размышления о Бхагавад Гите. Шри Шанкарачарья



1. О, «Бхагавад Гита», Восемнадцать Твоих Глав
Проливают на человека бессмертный нектар
Мудрости Абсолюта. О, благословенная Гита,
Сам Господь Кришна просветил Тобою Арджуну,
Великий мудрец Вйаса (Вьяса)1  включил Тебя затем в «Махабхарату».
О возлюбленная Мать, прекращающая череду рождений человека
Во тьме этого бренного мира,
Я размышляю о Тебе.
2. Приветствую Тебя, о Вйаса.
Могуч Твой разум,
И глаза Твои огромны, как лепестки
Распустившегося лотоса.
Именно Ты заставил ярче гореть
Этот светильник Мудрости,
Наполнив его маслом «Махабхараты».
3. Приветствую Тебя, О Кришна, прибежище Лакшми,
Рожденной в океане, и всех тех, кто укрывается
У Твоих Лотосных Стоп. Воистину
Ты - древо желаний для Твоих преданных.
В одной руке у Тебя посох, чтобы пасти коров,
А другая рука воздета вверх - в знак божественного знания
Большой палец касается кончика указательного.
Приветствую Тебя, о Верховный Господь, ибо Ты
Наполняешь молоком божественную пищу «Гиты».
4. Упанишады подобны стаду коров,
Господь Кришна - сын пастуха, который доит их.
Арджуна - теленок. Высший нектар «Гиты» - молоко,
А тот, кто пьет его - мудрец, чей разум чист.
5. Ты - сын Васудевы, Убийца демонов Камсы и Чануры,
Ты - высшее блаженство матери Деваки,
Ты - гуру вселенной, учитель миров,
Тебя, о Кришна, приветствую я.
6. На этой ужасной реке поля битвы Курукшетра,
Которую победоносно пересекли Пандавы,
Бхишма и Дрона были подобны высоким берегам,
Джайадратха (Джаядра́тха)2 - речной воде,
Царь Гандхара3 - голубой водяной лилии,
Шалйа - акуле, Крипа - течению, Карна - могучим волнам,
Ашваттхама4 и Викарна - страшным крокодилам,
А Дурйодхана - водовороту.
Но Ты, о Кришна, был паромщиком.
7. Пусть безупречный лотос «Махабхараты»,
Растущий на водах слов Вйасы, из которых « Бхагавад Гита» -
Неотразимый сладкий аромат, а сказания о героях -
Полноцветные лепестки, распустившиеся от речей Господа Хари,
Уничтожающего все грехи Кали-юги, -
На чей ежедневный свет подобно рою пчел
Слетаются ищущие нектара души, -
Пусть этот лотос «Махабхараты»
Дарует нам высочайшее благо.
8. Приветствую Господа Кришну, воплощение высшего блаженства,
Милостью и состраданием которого немой обретает красноречие,
А хромой взбирается в горы,
Его приветствую я.
9. Приветствую это Верховное Сияние,
Которому поют хвалебные гимны создатель Брахма,
Варуна, Индра, Рудра, Марути все божественные существа,
Чью славу воспевают стихи Вед, о Ком поют певцы « Самы»,
И чья слава звучит в дружном хоре Упанишад,
Кого умом, поглощенным в совершенную медитацию
Созерцают йоги, Чьих пределов не знают ни боги, ни демоны,
Его, Верховного Бога, Кришну, - приветствуем мы!
Его приветствуем мы! Его приветствуем мы!
Его приветствуем мы!

Примечания
1 Шри Вьясадев появился при загадочных обстоятельствах. Фактически он не был обычным человеком, хотя и был сыном Парашары Муни и Сатьявати (дочери рыбака), которая однажды перевозила мудреца через реку. Парашара обратился к ней с неожиданной просьбой зачать от него сына (он заранее знал, что это будет сын), и таким образом на свет появился Вьясадев. Родившийся мальчик попросил у матери дозволения стать подвижником и удалился в лес, пообещав ей, что появится как только он будет нужен ей.
Позднее Сатьявати вышла замуж за царя Шантану и родила ему двух сыновей — Читрангаду и Вичитравирью, но они умерли бездетными, и тогда, чтобы продолжить царский род, Сатьявати попросила Вьясадеву зачать детей от вдов Вичитравирьи Амбики и Амбалики. Так родились царь Панду и царь Дхритараштра, а их сыновья — Пандавы и Кауравы — стали главными героями эпоса “Махабхарата”, которые сошлись в смертельном бою на священном поле Курукшетра ради установления божественной справедливости.
Шри Вьясадев (Шри Кришна Дваипаяна Вьяса) — особое воплощение Господа. Он записал ведическое знание, разделив его на четыре части: Риг-веду, Яджур-веду, Сама-веду, и Атхарва-веду, а также написал “Махабхарату” и некоторые пураны, в том числе знаменитую “Бхагавата-пурану”, или “Шримад Бхагаватам”, раскрывающую личность Господа, Его окружение и метод достижения любящих взаимоотношений с Ним.
Шри Вьясадев получил ведическое знание от своего Гуру, Шри Нарады Муни. В начале Кали-юги возникла необходимость в письменной передаче знаний, потому что люди в результате деградации стали утрачивать способность навсегда запоминать единожды услышанное, и Шри Вьясадев систематизировал и записал ведическое знание, разделив его на четыре веды. В этом Ведавьясе помогал слоноголовый Шри Ганеша, который успевал писать под его диктовку, не упуская ни слова. Он собственным бивнем записал за мудрецом ведическое знание. Проделав колоссальный труд, Шри Вьяса в самой глубине сердца остался неудовлетворенным своей работой и недоумевал над причиной этого разочарования. Тогда его духовный учитель Нарада Муни объяснил, что Вьясадев “зашифровал” Господа в Ведах, не раскрыв Его личностных качеств. Нарада Муни дал Шри Вьясадеве четыре шлоки, медитируя на которые Вьясадев явил миру “Шримад Бхагаватам”.

2 Джаядра́тха - правитель царства Синдху (из-за чего его также назвали Сайндхава), сын мудреца Вриддхакшатры и муж Духшалы — единственной сестры 100 братьев-кауравов.
Однажды Джаядратха увидел жену Пандавов Драупади и возжелал её. Когда Драупади отвергла его притязания, Джаядратха похитил её. Пандавы в это время находились в изгнании и жили в лесу. Когда они возвратились в свою хижину и не застали Драупади дома, Юдхиштхира послал на её поиски Бхиму и Арджуну. Двое витязей отыскали Джаядратху и захватив его в плен, привели к Юдхиштхире. Драупади убедила своих мужей не убивать Джаядратху и не оставлять вдовой его жену Духшалу. Вместо этого, она предложила обратиться с ним как с рабом. Бхима побрил Джаядратхе голову, оставив на ней лишь пять пучков волос, и отпустил его восвояси. Для кшатрия это было хуже смерти.
Желая отомстить Пандавам за унижение, Джаядратха начал совершать суровые аскезы ради удовлетворения Шивы, который в конце концов явился перед ним. Джаядратха попросил Шиву даровать ему способность победить Пандавов в битве. Шива, однако, был не в состоянии дать это благословение. Вместо этого, он подарил Джаядратхе волшебную гирлянду, нося которую тот был бы способен сдерживать натиск Пандавов при условии, что рядом не было Арджуны и Кришны.
Однажды, Джаядратха встретил своего отца, мудреца Вриддхакшатру, и попросил у него благословение на то, что бы быть способным выбрать время своей смерти. Вриддхакшатра был не в состоянии даровать такое благословение и вместо этого объявил, что того, от чьей руки падёт голова сына, немедленно постигнет смерть: его голова взорвётся и распадётся на 100 частей.
В Битве на Курукшетре Джаядратха сражался на стороне Кауравов. На 13-й день битвы, когда Дрона сформировал Чакравьюху, Джаядратха воспользовался полученным от Шивы благословением и весь день удерживал натиск четырёх Пандавов, в то время как Кришна и Арджуна на другом конце поля битвы сражались с Сушармой и его братьями. Когда сын Арджуны Абхиманью проник внутрь Чакравьюхи, Джаядратха закрыл ему выход и Абхиманью погиб в неравном бою с Кауравами. Узрев способность Джаядратхи удерживать натиск сильнейших воинов мира, Пандавы пришли в неописуемую ярость. Арджуна, узнав о роли Джаядратхи в смерти Абхиманью, поклялся убить его до захода солнца на следующий день или покончить жизнь самоубийством, бросившись в огонь.
На следующий день, для защиты Джаядратхи от Арджуны Дрона сформировал комбинацию из трёх вьюх (военных построений). Бхима, Арджуна и Сатьяки втроём уничтожили 5 акшаухини армии Кауравов. Солнце почти зашло и Кришна, желая помочь своему другу выполнить клятву и спасти его жизнь, послал свою Сударшана-чакру и закрыл ей солнце, заставив противника поверить в то, что солнце уже закатилось. Кауравы пустились праздновать поражение Арджуны, а Джаядратха начал высмеивать его. Внезапно, Кришна отозвал назад Сударшана-чакру, и Солнце снова засветило на горизонте. По указанию Кришны Арджуна выстрелил мощной стрелой обезглавив Джаядратху. Зная о благословении отца Джаядратхи, Кришна попросил Арджуну пустить стрелу таким образом, чтобы она перенесла голову на колени медитировавшего неподалёку от поля битвы Вриддхакшатры. Когда голова Джаядратхи упала на колени отца, тот прервал свою медитацию и вскочил на ноги. Голова Джаядратхи скатилась на землю и в тот же момент голова Вриддхакшатры взорвалась и рассыпалась на 100 кусков.

3 Царь Гандхара - Шакуни традиционно считается одним из «злодеев» Махабараты. Он подстрекал Дурьодхану и постоянно строил козни потив Пандавов. Шакуни был братом Гандхари, жены слепого царя Хастинапура - Дхритараштры. Сам Шакуни был известен как царь Гандхара, области, меньшей нежели Хастинапура. Говорится, что Шакуни был зол и чувствовал себя оскорбленным, когда Бхишма доставил матриманиальное предложение слепого Дхритараштры. В те дни, отвергнуть подобное предложение было самоубийственно для всего царства, и у них не было иного выбора, кроме как принять его. Подливая масло в огонь, сестра Шакуни Гандхари добровольно обрекла себя на слепоту. Шакуни чувствовал себя уязвлённым и решил отомстить за оскобление Гандхары и царя Субалы, уничтожив весь клан Куру, гордым хранителем которого был Бхишма. Однако он не мог отомстить, развязав войну, поскольку Гандхар Прадеш был чересчур мал по сравнению с Хастинапуром. Он решил поселиться в их обществе и разрушить его изнутри. Шакуни поселился в Хастинапуре и стал советником и наставником Дурьодханы. Он подпитывал его амбиции и разжигал огонь зависти до тех пор, пока вся обширная семья ни была уничтожена.
Существуют разные версии этих событий. Согласно одной из них, звёзды Гандхари предсказали, что она станет вдовой, как только выйдет замуж, но если выйдет замуж повторно, то её второй муж выживет. Поэтому отец «выдал» её «замуж» за козла, после чего убил животное. Таким образом, технически она стала «вдовой». Позже, когда Дхритараштра узнал об этом, он напал на царство Гандхару и пленил царя Субалу и сто его сыновей. Когда они находились в темнице, им давали не более одной пригоршни риса. Царь понимал, что, если и дальше так продолжится, то вскоре они умрут. Он решил, что они должны отдавать свои порции пищи тому одному, кто должен будет выжить, чтобы отомстить за это окорбление. Сыном, которого он выбрал исполнить эту миссию, стал Шакуни. После того, как его братья и отец умерли один за другим, Шакуни был, по просьбе Гандхари, выпущен на свободу, после чего направился в Хастинапур, полный решимости отомстить.
О выборе Шакуни на эту роль рассказывается следующее. Царь Гандхара Субала хотел, чтобы выжил разумный сын, способный отомстить за оскорбление. Чтобы испытать сыновей, он дал каждому из них кость и попросил продеть в неё нить. Никто не справился с этой задачей, кроме Шакуни, который привязал нить к муравью, и тот проделал в кости отверстие, стремясь достичь противоположного конца и съесть рисинку, прилепленную к этому концу кости. Затем все братья Шакуни умерли, один за другим. Говорится, что игральные кости, которые Шакуни носил с собой, были сделаны из костей бедра его отца. Кости постоянно напомнали ему об оскорблении и о той миссии, которая была ему доверена.
Шакуни был знатоком человеческой природы. Ему хорошо была известна жажда власти, присущая Дхритараштре, и его неспособность эту власть удержать, обусловленная его слепотой (слепотой в прямом и переносном смыслах). Кроме того, Шакуни знал о ненависти своего племянника Дурйодханы к его кузенам и амбициях стать царём. Соответственно, Шакуни продолжал поддерживать пламя ненависти в сердце и уме Дурьодханы. Он также хорошо знал о пристрастии Юдхиштхиры к азартным играм, и знал, что Юдхиштхира способен поддаться на провокацию. Именно эту провокацию он и устроил во время игры. Шакуни хорошо знал о любви Кришны к Пандавам и также признавал тот факт, что Кришна превосходил своим разумом всех в стане Пандавов. Он позаботился о том, чтобы все провокации в адрес Пандавов были устроены в отсутствие Кришны.
Шакуни встретил свою смерть на поле битвы Курукшетра, пав от руки Сахадева.
4  История рождения Ашваттхамы описана в «Шива Пуране» и «Махабхарате». Согласно «Шива Пуране», Ачарья Дрона долгое время медитировал на Господа Шиву и сумел его удовлетворить. Господь Шива изъявил готовность выполнить любое желание Ачарьи, и тот попросил у Махадевы сына. Согласно Махабхарате, после продолжительной медитации Ачарьи Дроны, его жена Крипи родила сына. Этот сын был наделён могуществом Калы, Кродхи, Ямы и Шивы. Он родился с драгоценным камнем (мани) во лбу. Этот камень напоминал драгоценный камень Сьямантаку. Волшебный камень защищал Ашваттхаму от змей, яда, духов, злокозненных божеств.
Когда ребёнок появился на свет, то испустил вопль, похожий на конское ржание. Поэтому ребёнка назвали «Ашваттхама», что означает «лошадиноголосый». Гуру, учителем Ашваттхамы стал его отец, Ачарья Дрона. Вскоре Ашваттхама превратился в крепкого и рослого юношу.
«Махабхарата» содержит следующее описание Ашваттхамы: «Могущественный лучник, сын Дроны, превосходит всех лучников на свете. Сведущий в искусстве войны, и владеющий разными видами оружия, он является махаратхи (выдающимся воином), подобным носителю Гандивы (Арджуне). Потоки стрел этого воина, выпущенные из его лука, льются единым потоком, касаясь друг друга. Если он, этот махаратхи, того пожелает, то сумеет покорить все три мира. Погружённый в совершение аскез в своём ашраме, он, благодаря этим аскезам, увеличил своё неистовство и мощь. Наделённый великим разумом, он был одарен Дроной небесным оружием… Крепкий телом, он способен расщеплять горы звуками, возникающими, когда его лук ударяется о кожаный колчан на его левой руке. Наделённый бесчисленными достоинствами, этот ослепительно сияющий воин станет выступать на поле брани, неспособный отступить, подобно самому Яме, владыке смерти, с булавой в руках. Неистовством напоминающий огонь, пылающий в конце юги, обладатель шеи, подобной львиной, лучезарный Ашваттхама погасит угли этой битвы членов рода Бхараты».
В Удйога Парве Махабхараты Бхишма провозглашает Ашваттхаму «могущественным маратхи», то есть воином, способным победить 60 000 воинов одновременно, и говорит, что Ашваттхама овладел всеми видами оружия и боевыми и искусствами: «Подобно Бхишме, Дроне, Крипе, Карне и Арджуне, он владеет всеми видами оружия и считается великим воином». В Дрона Парве Махабхараты сказано: «Познав все тайны оружия всех видов, сын дочери Шарадваты стал вторым Дроной и великим героем».Любовь Ачарьи Дроны к своему сыну была велика. В войне, описанной в «Махабхарате», Дрона и Ашваттхама встали на сторону Кауравов. В глубине души Ашваттхама испытывал зависть к Арджуне, поскольку тот был любимым учеником его отца. В итоге, он подружился с Дурьодханой.
На пятнадцатый день войны на Курукшетре Пандавы решили покончить с Ачарьей Дроной, введя его в заблуждение. Они вселили в него уверенность в том, что Ашваттхама мёртв. Этот эпизод сильно разгневал Ашваттхаму, и он не позволил Пандавам принять участие в погребальной церемонии после смерти его отца. Несмотря на своё враждебное отношение к Пандавам, после смерти Духшасаны Ашваттхама по-прежнему предлагал Дурьодхане заключить с Пандавами мир, ради благоденствия Хастинапуры. Однако Дурьодхана категорически отказался сделать это.
В последний, восемнадцатый, день войны, после смерти Дурьодханы, Ашваттхама собрал всех выживших Кауравов (то были Критаварма и Критачарья), и атаковал Пандавов. Он задушил спящего Дхриштадьюмну, и убил Шрикханди, Уттамауджаса и многих других великих воинов армии Пандавов. Воины, которым удалось избежать гнева Ашваттхамы, были убиты Крипачарьей и Критавармой у входа в лагерь. Сам же Ашваттхама в это время убил пятерых сыновей Драупади, Упапандавов, в то время как они спали – он посчитал их Пандавами. Покончив с ними, Ашваттхама пришёл к Дурьодхане, чтобы сообщить ему о смерти всех Пандавов. Однако к тому времени, когда он, Крипа и Критверма прибыли, Дурьодхана был уже мёртв. Вести о случившемся разошлись, и Ашваттхама узнал, что убил детей, а не Пандавов. Осознав свою ошибку, Ашваттхама пришёл в ашрам мудреца Ведавьясы в поисках спасения и искупления (прайашчиттам) своего греха.
В ночь убийства Пандавы вместе с Кришной отсутствовали в лагере. Они вернулись в него утром и, поражённые злодеянием, Пандавы бросились в ашрам Вьясы. Завидев Пандавов, Ашваттхама прибег к последнему средству. Он призвал из травинки Брамхашира-астру и направил её на Пандавов и Кришну, хотя его отец дал ему прямое указание никогда этого не делать. Видя приближение этой смертоносной астры, Кришна попросил Арджуну призвать такую же. Арджуна призвал Брахмашира-астру, полученную от Дроначарьи. Вся вселенная содрогнулась, когда великие астры были приведены в действие. Все божественные силы, предвидя скорое наступление конца света, были встревожены. Мудрец Вьясадева своим йогическим могуществом помешал двум астрам столкнуться. Тогда божественные силы попросили противников «отозвать» оружие. Арджуна сумел это сделать, но не Ашваттхама, поскольку отец его этому не научил. Всё же, Ашваттхаме была дана возможность отклонить свою астру и направить её на любой изолированный объект в месте, где отсутствовало всё живое.
Однако Ашваттхама, движимый гневом, направил астру в лоно Уттары, жены Абхиманью, в котором пребывал сын Абхиманью Парикшит. Таким образом, Ашваттхама попытался пресечь род Пандавов. Кришна спас Парикшита, Уттару, и наказал Ашваттхаму, лишив его всей мощи. Кришна вынул из чела Ашваттхамы драгоценный камень, и осталась зияющая рана. Согласно проклятию, эта рана не могла зажить никогда.
Говорится, что Ашваттхама является одним из восьми бессмертных (чирандживи). Его бессмертие стало результатом проклятия. Другие бессмертные: Ведавьяса, Хануман, Вибхишана, Крипачарья, Парашурама, Маркандейя. Согласно легендам, со времён «Махабхараты» Ашваттхама жил на земле в качестве обычного человека по имени Сурьяканта. Он жив и сейчас, в Кали-югу. Однако, проклятый и отверженный, он не общается с людьми и бродит по земле в облике неприкасаемого. В конце века Кали он встретит последнее воплощение Бога и будет избавлен от своих страданий. Некоторые люди говорят, что великий Ашваттхама живёт где-то на берегу священной Ганги, медитируя на Господа Шиву. Каждые шесть месяцев Ашваттхама отправляется в Гималаи, где встречается с Крипачарьей, который, согласно легендам, также медитирует где-то в Гималаях в обществе других мудрецов.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments