marina mart (mart999) wrote,
marina mart
mart999

Categories:

ШИВА МАХАПУРАНА (Глава 2)

(без названия)


Перевод на русский Лобанов С. В.

Молитва перед чтением «Шива Махапураны»

/ОМ/ШРИМАЧЧХИВА ПУРАНАКХЬЯХ ПРАТЬЯКШАСТВАМ МАХЕШВАРАХ
ШРАВАНАРТХЕСВИ-КРИТО’СИ-САНТУШТО-БХАВАВАЙМАЙИ
МАНОРАТХО-МАДИЙОЙЯМ КАРТАВЬЯССА ПХАЛАСТВАЙЯ
НИРВИГХНЕ СУСАМПУРНЕ КАТХА-ШРАВАНАМ-АСТУ МЕ
БХАВАБДХИ-МАГНАМ ДИНАМ МАМ САМУДДХАРА БХАВАРНАВАТ
КАРМА-ГРАХА-ГРИХИТАНГА-ДАСОХАМ ТАВА ШАНКАРА
«/Ом/.  Ты  воистину  зримая  форма  Махешвары,  о  Шримат  Шивапурана!  Я  взял  тебя  с  целью/чтения  и/слушания.  Будь  милостив  ко  мне,  исполни  это  мое  намерение.  Пусть  чтение произойдет  и  завершится  без  каких-либо  препятствий.  Я  ввержен  в  пучину  сансарического существования.  Спаси  меня,  такого  беспомощного,  чьи  члены/тела/отсечены  крокодилами кармы! О Шанкара! Я - Твой раб!»

Глава 2
«Ответы, устраняющие сомнения мудрецов»

Сута сказал:
1. «О святые мужи, вопрос, заданный вами мне, весьма актуален /своевременен/. Движимый любовью  к  вам,  я,  помня  моего  учителя  /Вьясу/,  благодетеля  всех  трех  миров,  все  поведаю вам. Вы же все слушайте внимательно!
2. Вся  сущность /учения/ Веданты содержится в превосходной  «Шива Пуране». Она,  устраняя все грехи, дает возможность постичь высшую Истину /Брахмана/.
3.  О  брахманы,  великая  слава  Шивы, что  разрушает  грехи  кали-юги, сама  раскрывает  себя в /этой/ Пуране и дарует четыре плода.

/прим.:  Четыре  плода - 4  ценности  человеческой  жизни:  Дхарма-религиозные,  духовно-этические  ценности;  артха-социальное  благополучие,  процветание  и  престиж;  кама-чувственные наслаждения /от сексуальных до таких как наслаждения произведениями искусства/;  мокша /мукти/ - конечное освобождение от нескончаемого чередования перерождений в различных формах существования./

4. Благодаря целенаправленному изучению этой в высшей степени превосходной «Шива Пураны» почтенные брахманы достигают спасения.
5. Лишь до тех пор, пока «Шива Пурана» не превознесена высоко в мире, брахмахатья /грех убийства брахмана/ и другие грехи множат себя сами.
6. Лишь до тех пор, пока «Шива Пурана» не превознесена высоко в мире, злые предвестники кали-юги беспрепятственно появляются.
7.  Лишь  до  тех  пор,  пока  «Шива  Пурана»  не  превознесена  высоко  в  мире,  различные  священные тексты противоречат друг другу.
8. Даже великому человеку трудно постичь принципы /Учения/ Шивы лишь до тех пор, пока «Шива Пурана» не превознесена высоко в мире.
9.  Безжалостные  слуги  Йамы  /Бога  смерти/  появляются  без  страха  лишь  до  тех  пор,  пока «Шива Пурана» не превознесена высоко в мире.
10. Все другие Пураны звучат вызывающе на земле лишь до тех пор, пока «Шива Пурана» не превознесена высоко в мире.
11.  Все  святые  центры  погружаются  во  взаимное  соперничество  и  споры  на  земле  лишь  до тех пор, пока «Шива Пурана» не превознесена высоко в мире.
12. Все мантры торжествуют во взаимных спорах лишь до тех пор, пока  «Шива Пурана» не превознесена высоко в мире.
13. Все места паломничества соперничают друг с другом лишь до тех пор, пока  «Шива Пурана» не превознесена высоко в мире.
14. Все алтари и пьедесталы соперничают друг с другом лишь до тех пор, пока «Шива Пурана» не превознесена высоко в мире.
15. Все /жертвуемые /дары соперничают друг с другом лишь до тех пор, пока «Шива Пурана» не превознесена высоко в мире.
16. Все Боги соперничают друг с другом лишь до тех пор, пока «Шива Пурана» не превознесена высоко в мире.
17.  Все  философские  доктрины  соперничают  друг  с  другом  лишь  до  тех  пор,  пока  «Шива Пурана» не превознесена высоко в мире.
18. О лучшие среди брахманов-мудрецов, я не в состоянии адекватно описать плод результата чтении и слушании этой «Шива Пураны».
19. И все же, о безгрешные, я вкратце опишу ее величие, как поведал мне /мой учитель/ Вьяса. Пожалуйста, слушайте внимательно.
20. Тот, кто прочтет/хотя бы одну- /единственную/ шлоку или хотя бы половину ее, мгновенно становится свободным от греха.
21. Тот, кто ежедневно с преданностью и благоговением ежедневно  читает  «Шива Пурану» сколько может, называется дживанмуктой /освобожденным при жизни/.
22. Тот, кто продолжает почитать эту «Шива Пурану» каждый день, обретает, без сомнения, заслугу ашвамедхи /ведийского жертвоприношения коня/.
23.  Тот,  кто  страстно  желает  достичь  известного  положения  в  жизни  и  слушает  /чтение/ «Шива Пураны» даже от другого лица, а не от меня, освобождается от греха.
24.  Тот,  кто  совершает  поклонение  возле  этой  «Шива  Пураны»,  несомненно  достигает  плода /результата/ почитания всех Богов.
25.  Пожалуйста,  слушайте  о  весьма  похвальном  благе,  обретаемым  тем,  кто  размножает «Шина Пурану» и дает/дарит/текст ее преданным Шивы.
26.  Он  обретет  благо - труднодостижимое  в  мире! - равное  изучению  всех  Писаний  и  комментированию Вед.
27. Тот, кто соблюдает пост в чатурдаши /4-й день лунного месяца/ и придерживается обсуждения и разъяснения «Шива Пураны» в собрании преданных Шивы, - самый превосходный среди всех /людей/!
28.  Он  обретет  заслугу  повторения  Гаятри-мантры  по  слогам  и  будет  наслаждаться  всеми мирскими радостями здесь и достигнет освобождения впоследствии.
29. Я поведаю вам о благе, обретаемом тем, кто читает или слушает это соблюдая пост в чатурдаши и бодрствуя /тогда/ночью.
30-31.  Истинно,  несомненно  истинно,  что  он  обретет  благо,  равное  заслуге  человека,  жертвующего щедрые дары, равные по весу его собственному телу, брахманам с Вьясами над их головой  во  время  полного  затмения  солнца,  многократно,  во  всех  святых  местах - в  Курукшетре и других.
32.  Индра  и  другие  дэвы  /Боги/  с  нетерпением  ожидают  указаний  человека,  днем  и  ночью распевающего шлоки «Шива Пураны».
33.  Священные  обряды,  совершаемые  человеком,  регулярно  читающим  или  слушающим «Шива Пурану» эффективнее в миллионы раз, чем обычные.
34. Тот, кто читает раздел «Рудра Самхита» из «Шива Пураны» с чистым и сосредоточенным умом, становится очищенной душой в течении трех дней даже если он до этого убил брахмана.
35.  Тот,  кто  читает  раздел  «Рудра  Самхита»  трижды  в  день  возле  образа  Бхайравы,  воздерживаясь от суетных разговоров, добьется исполнения всех/своих/заветных желаний.
36.  Если  убийца  брахмана  совершает  ритуальный  обход  деревьев  вата  и  бильва,  повторяя шлоки из «Рудра Самхиты», то становится очищенным от греха брахмахатьи.
37. «Кайлаша Самхита» еще более велика, чем та /т. е. «Рудра Самхита»/. Она по значению и положению равна Ведам, ибо разъясняет смысл пранавы /священного слога «ОМ»/.
38.  О  брахманы,  только  Господь  Шива  знает  все  величие  «Кайлаша  Самхиты».  Вьяса  знает половину его, а я-половину того, что знает он.
39. Я поведаю вам только часть этого /знания/ ибо все рассказать невозможно. Постигая это, люди мгновенно достигают чистоты своих умов.
40. О брахманы, искавшие это /знание/ всегда и сейчас! Я не вижу греха, который нельзя было бы победить /преодолеть/ с помощью «Рудра-Самхиты».
41.  Испивая  нектар, приготовленный  Господом  Шивой  после  пахтания  океана  Упанишад  и переданной /Им/ Кумаре /Карттикейе/, преданный становится бессмертным.
42. Человек, стремящийся совершить искупающие грех брахмахатьи обряды, должен читать эту самхиту /раздел/ в течении месяца. Так он избавится от греха.
43. Просто прочитанная вслух, эта самхита разрушает грехи принятия пожертвования от нечестивых, принятия недозволенной нечистой пищи и сквернословия.
44.  Благо, обретаемое  человеком, что  читает  эту  самхиту  в  храме  Шивы  /расположенном/  в роще деревьев бильва, слова не в состоянии даже описать.
45.  Если  кто-либо  читает  эту  самхиту  с  преданностью  во  время  совершения  шраддхи /поминального  ооряда/  и  брахмана - бходжаны /ритуального  угощения  брахманов/,  то  все  его питри /предки-мужчины/ достигают великого мира Шивы.
46. Преданный, соблюдающий пост в день чатурдаши и читающий эту самхиту под деревом бильва, прямо отождествляется с Шивой и почитаем богами.
47. /И / Другие самхиты, несомненно, приносят благо исполнения всех заветных желаний. Эти же две самхиты /т. е. «Рудра Самхита» и «Кайлаша-Самхита»/ особенно превосходны, потому что они полны описания божественных лил /игр/ и божественного знания.

/прим./:  лила - непостижимая  для  обыденного  разума  и  чувств  божественная  игра  Бога.  Слушание  и  чтение пуранических  сказаний,  описывающих  всевозможные  лилы  Бога  Шивы  и Его Божественной Супруги, очищает ум и чувства слушаещего, делая его способным постигать божественные истины, невыразимые словами и понятиями. Поэтому для тех, кто идет к Богопостижению  через  бхакти-любовь  и  преданность - наиболее  важными  представляются
именно  те  разделы  Писаний,  где  содержатся  описания  божественных  лил,  а  не  разделы, разъясняющие  отвлеченную  философию,  ритуалы  и  практическую  йогу.  Интеллектуал /джняни/,  напротив, ценит  именно  «более  серьезную»  сторону  Писаний,  считая  повествовании о божественных лилах  «мифом»,  «сентиментальностью» и т. п. Для бхакт же повествования о Божественных лилах особо дороги, так как само чтение и слушание их вызывает в преданных  состояние  бхакти - бхавы /экстатически  переживаемые  любовь  и  радость/.  Просто восхищающийся деяниями и лилами Божества бхакта, несомненно, гораздо более предан почитаемому  им  Божеству,  чем  рационально  мыслящий  интеллектуал.  Поэтому  достижение состояния освобождения для бхакты намного доступнее ввиду его бескорыстной, почти детской веры и любви. В целом, более легкий и более приятный подход бхакти - йоги в большей степени приемлем для большинства людей, обычно не искушенных в премудростях философии и практической йоги, нежели интеллектуально-рациональный метод джняна - йоги. Хотя в идеале бхакти и джняна ни в коей мере не изолированы друг от друга. Шиваитское Учение, подробно  излагаемое  в  «Шива  Пуране»,  сочетает  в  себе  черты  и  философию  адвайты /недуализма/, и практический ритуализм, и йогу, и бхакти. Шайва - бхакти во многом превосходит  по  своей  силе  вайшнава - бхакти,  хотя  вишнуизм  традиционно  считается  самой «бхактистской»  из  религий.  Таким  образом,  пуранист  Сута  не  случайно  называет  «Рудра-самхиту»  и  «Кайлаша-самхиту» - самые  «бхактистские»  разделы  «Шива  Пураны» - «особенно превосходными»./

48. Так, «Шива Пурана», превозносимая наравне с Ведами, изначально создана Самим Богом Шивой и сопоставима с Высшим Брахманом.

/прим.:  поскольку  «Шива  Пурана»  вся  проникнута  духом  недуализма /адвайты/,  то  всеми своими  подходами,  поучениями  и  методами  она  позволяет  дживе /индивидуальной  душе / осознать  свое  единство  с  Шивой,  т.  е.  Брахманом,  или  Абсолютом.  Помогая  дживе  на практике осуществить важнейший идеал Вед и Веданты - принцип недвойственности и единства -, «Шива Пурана» сама как бы является Брахманом, о которым в данной шлоке                          и сравнивается.  А  поскольку  постижение  Брахмана - главная  цель  Вед, то  «Шива  Пурана»,  дающая практические методы для реализации этой цели, и превозносится наравне с Ведами»/

49-51.  Изначально  «Шива  Пурана»  была  весьма  объемна  и  состояла  из  двенадцати  священных самхит /сборников, разделов/: 1. Видьешвара-самхиты; 2. Рудра-самхиты; 3. Вайнаяка–самхиты; 4. Аумика /Ума-/-самхиты; 5. Матри-самхиты; 6. Рудрайкадаша-самхиты; 7. Кайлаша-самхиты;  8.  Шатарудрака-самхиты;  9.  Сахасракотирудра-самхиты;  10.  Котирудра-
самхиты; 11. Ваявийя-самхиты; и 12. Дхармасамджня-самхиты. О брахманы, я сообщу о количестве шлок в тех самхитах. Пожалуйста, слушайте с надлежащим вниманием.
52. Первая самхита Видьешвары /«Владыки Знания»/ состояла из 10 тыс. шлок. Раудра-, Вайнаяка-, Аумика- и Матри-самхиты состояли из 8 тыс. шлок каждая.
53.  О  брахманы,  Рудрайкадаша-самхита  состояла  из  13  тыс.  шлок.  Кайлаша-самхита-из  6 тыс. шлок и Шатарудра /ка /-самхита - из 3 тыс. шлок.
54. Котирудра-самхита состояла из 9 тыс. шлок, Сахасракотирудра-самхита  -из 11 тыс. шлок.
55. Ваявийя-самхита состояла из 4 тысяч шлок и Дхарма /самджня/ -самхита из 12 тыс. шлок. Таким образом, вся полная «Шива Пурана» содержала /в себе/ сто тысяч шлок.
56. Эта же /теперешняя редакция «Шива Пураны/ - сжато изложена Вьясой в 24 тыс. шлок. Что примерно четверть изначальной /Шива/ Пураны и он /т. е. Вьяса/ оставил семь самхит.
57.  /Общее,  целостное/ знание  Пуран  со  времени  начала  творения,  порожденное  Шивой  содержало 100 крор /тысячу миллионов/ шлок.
58.  В  крита /сатья- /- югу  Двайнаяна  и  другие  сжато  изложили  его  /т.  е.  Знание  Пуран/  в  400 тыс. шлок, которые с началом двапара-юги были разделены на 18 отдельных Пуран.

/прим.: 18 Пуран, упоминающихся здесь, составляют канонический список из 18-ти Махапуран /«великих Пуран»/. Шесть из них связаны традиционно с шиваитской традицией, шесть - с вишнуизмом, а остальные шесть являются смешанными по своему характеру, хотя формально акцентируют важность Бога-Творца Брахмы. Шиваитские Маханураны: «Матсья Пурана»,
«Курма  Пурана»,  «Линга  Пурана»,  «Шива  Пурана»,  «Сканда  Пурана»  и  «Агни  Пурана»,  а также «Вайю Пурана», обычно включаемая в состав «Шива Пуран» и отдельно от последней не  рассматриваемая/.  Помимо  18-ти  Махапуран  имеются  еще  и  18  упапуран /«второстепенных пуран»/, также считающихся каноническими. С традицией Шиваизма и
Тантры особенно связаны следующие упапураны: «Деви-Бхагаватам» /«Девибхагавата Пурана» / и  «Калика  Пурана».  В  двапара-югу  вишнуитские  Пураны  и  Агамы  определяли  образ жизни  и  характер  поклонения  последователей  Санатана  Дхармы.  В  кали-югу  приоритет  отдается  шиваитским  Пуранам  и,  в  особенности,  шиваитким  и  шактистским  Агамам  и  Нигамам / т. е. Тантрам, хотя для самих вишнуитов / вайшнавов/  вишнуитские Писания продолжают оставаться авторитетными источниками вероучения и практики. Тем не менее, в кали-югу на все  существа  ложится  долг  почитать  Шиву  и  Шакти  Дэви  согласно  шиваитских  Пуран  и Тантр/

59. Среди них - «Шива  Пурана», содержащая 24 тыс. шлок в 7-ми самхитах. Эта Пурана ставится вровень с Ведами.
60.  Первая  самхита  называется  Видьешвара,  вторая-Рудра,  третья  Шатарудра,  четвертая-Котирудра,
61. Пятая - Ауми /Ума/, шестая-Кайлаша и седьмая-Ваявийя. Это семь самхит.
62.  Так  божественная  «Шива  Пурана»,  состоящая  из  семи  самхит,  ставится  вровень  с  Ведами, в соответствии с освобождением, которое она несет более чем что-либо еще.
63. Тот, кто читает «Шива Пурану»-полностью все 7 самхит - с преданностью - дживанмукта.
64. Сотни других священных текстов - таких как Веды, Смрити, Пураны, Итихасы и Агамы - не сравнимы даже с 16-й частью этой «Шива Пураны».

/прим.:  Веды-Ригведа,  Самаведа,  Яджурведа  и  Атхарва  Веда /т.  н.  «Четыре  Веды»/,  а  также Брахманы /ритуальные  дополнения  Вед/,  Араньяки /священные  тексты,  описывающие  правила  жизни  для  подвижников  и  отшельников  /и  Упанишады,  излагающие  философскую  часть Вед-Веданту.
Смрити-многочисленные дхармашастры /такие как «Законы Ману» и т. п./, являющиеся Священным Преданием брахманизма и определяющие законы варнашрамы. Пураны-«сектантские»  поздневедические  Писания,  связанные  с  традициями  отдельных  ветвей  Санатана  Дхармы-шиваизма,  вишнуищма,  шактизма  и  смартизма.  Пураны  отличаются энциклопедическим характером изложения.
Итихасы - эпические  произведения  поздневедической  литературы:  Рамаяна,  Махабхарата  /включающая  в  себя  знаменитую  «Бхагавад-Гиту»/ и  др.,  примыкающие  к  Пуранам.  В  основном связаны с вишнуитской традицией.
Агамы - Писания,  излагающие  практические  методы  реализации  истин  Санатана  Дхармы /ритуалы, магию, йогу  и т. п., с  учетом особенностей кали-юги. Шиваитские и шактистские Агамы  и  Нигамы/разновидность  Агам/  принято  называть  Тантрами.  В  кали-югу  авторитет Агам ставится выше остальных ведических Писаний. «Шива Пурана» в ее нынешней редакции была составлена Вьясой задолго до наступления кали-юги, поэтому исключительное положение  «Шива  Пуран»  по  сравнению  с  другими  Писаниями  постулируется.  Самые  сокровенные из Агам /Тантр/, составляющие т. н. «Пятую Веду» в то время еще не были дарованы Шивой./
Перед наступлением кали-юги Шива являет - ради спасения всех существ - самую сокровенную часть Ведийского Знания -Паньчамаведу /Пятую Веду/, т. е. тантрический канон. Во времена написания  «Шива  Пураны»  Паньчамаведа  еще  не  была  явлена  Шивой,  оставаясь  скрытой /гухья/ Шастрой. С обнародованием «Маханирвана Тантры» и др. частей Паньчамаведы значимость Вед, Пуран и др. Шастр существенно снижается, т. к. все санатани /адепты Санатана Дхармы/обязаны следовать предписаниям Тантра Шастры, становящейся основной Шастрой для  эпохи  кали-юги.  Однако  шиваитские  Пураны  сохраняют  свою  авторитетность  по  мере того, как согласуются с Тантра Шастрой. В случае же расхождения во мнениях, принимается, безусловно, точка зрения Тантр./

65. «Шива Пурана», преподанная вначале Шивой, затем вкратце была изложена Вьясой, преданным  Шивы.  Она  /т.  е.  изложение  Вьясы/  - ясное  и  краткое,  а  поэтому  оказывает  помощь всем живым существам. Как победитель трех препятствий /физического, мирского и божественного/, она не имеет себе равных. Она изливает добро и благо.
66-67.  Не  вводящая  в  заблуждение  /не  обманчивая/  незамаскированная  добродетель  превознесена  в  ней.  Она,  по  сути,  сущность  мудрости  Веданты.  Она  содержит  мантры  и  три  цели жизни и вещи, постигаемые мудрыми людьми с непредубежденными умами. «Шива Пурана» наилучшая  среди  Пуран,  превозносящая  Высшую  Реальность,  что  сияет  в  Ведах  и  Веданте. Тот, кто читает и слушает ее  с преданностью, становится любимцем Шивы и достигает высочайшего положения.
Subscribe

  • Есть три типа слушателей

    К Будде пришёл человек и попросил ответить на его вопрос. Будда сказал: — Я отвечу, но не сейчас. Человек удивился. Он был очень…

  • ВЕСНА

    Луковицы Радуг и тюльпанов Март сажает в золотые грядки. Ты поверь, что как это ни странно, - Будет все еще у нас в порядке...…

  • Источник всех радостей

    Задумайтесь на мгновенье над тем, что имел в виду Иисус, говоря: «...предоставь мертвым погребать своих мертвецов» (Мат. 8:22).…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments