marina mart (mart999) wrote,
marina mart
mart999

Categories:

Все различия, существующие в этом мире, это не более как различия в названиях и формах.



"Неверно делить людей на друзей и врагов, детей и родственников, любимых и нелюбимых. Во всех и каждом стремись увидеть единого Атму. Отринь иллюзии и заблуждения."

Вы склонны в одном видеть союзника, а в другом - врага; склонны любить одних и ненавидеть других, тогда как Веданта учит развивать ко всему равное отношение. Не наказываете же вы свои зубы, когда они невзначай прикусывают язык, ибо и зубы и язык суть части вас самих. Так помните же и о том, что Атма присутствует в каждом и везде. Следует обратить все свое внимание не на различия, но на сходство, на единство всего сущего. Придавая чрезмерное значение отношениям в этом мире, вы видите прежде всего индивидуальные различия. Вам же, напротив, надлежит помнить, что учитель, приятель, наставник, ученик, актер отличны друг от друга только по названию и по облику. Атма же, божественный свидетель, у всех один и тот же. Присутствие Атмы во всех этих формах и именах определяет их единство.

С точки зрения Великого Атмы, все, видимое вами, включая и собственное тело, в конечном итоге принадлежит вселенной, которая состоит из пяти элементов. Временный мир, в котором вы существуете, сплетен целиком из вашего эго. Видимые вами формы - построения вашего же собственного ума. Ваша конечная цель - подняться от человеческого уровня к божественному. Поэтому данный переходный период своего существования следует целиком посвятить тому, чтобы достичь этой заветной цели.

Человек есть сочетание тела и духа, иначе именуемых кшетра и кшетраджня, то есть жилища и того, кто обитает в этом жилище. Иначе то же самое можно выразить через понятия Пракрити - природы и Параматмы - Всевышнего. Человек, словно семя, состоящее из двух половинок: иллюзии и реальности, стхира - постоянного и чара - переменного.

При отсутствии кшетраджни вообще не может быть речи о возможности существования тела, то есть кшетры. Слово закрепляет нечто уже существующее, то есть существование явления или предмета предшествует его названию. По сравнению со словом кшетра, слово кшетраджня имеет на один слог больше - джня. Он имеет то же значение, что и слово джняна, то есть "знание", "мудрость". Без кшетраджни, или воплощенной мудрости, не возможно существование и кшетры. Тело обладает жизнью, лишь пока в нем присутствует воплощенное знание. Согласно Веданте, тело - храм, где обитает Господь в виде дживы. Вернемся к Другой паре слов: стхира, то есть то, что постоянно, и чара, то есть то, что движется, изменяется. Природа находится в постоянном движении, в то время как Параматма есть неизменное и постоянное. Мир не постоянен, он находится в беспрестанном движении, в то время как Параматма есть стхира, то есть то, что вечно. В данном случае уместно сопоставление с одним из предметов индийского домашнего обихода, а именно с жерновом. Он состоит из двух камней. Тот, что внизу, закреплен и неподвижен, верхний же постоянно вращается.

Знание обо всем, что связано с земным существованием человека, называют Хематарака видья. Оно постоянно меняется, находясь в непрестанном движении. В центре нижнего камня на жернове есть деревянный колышек. Высшее назначение человека можно уподобить этому колышку. Если в лунку камня вокруг колышка насыпать зерно, то та его часть, что находится вдали от колышка, быстро перемелется, та же часть, что находится вблизи колышка, уцелеет, и зерна сохранят свой первоначальный вид. Так и человек чем ближе он станет к Господу, тем меньшим переменам он подвергнется. Если же он отдалит от себя Всевышнего, то жизнь сотрет его в порошок. Преувеличенное внимание, с которым вам свойственно относиться к нуждам своего тела, мешает вам вовремя осознать свое истинное предназначение. Но задумайтесь: даже шкура убитого животного и та имеет определенную цену, между тем как телесная оболочка человека не годна ни на что. Это отнюдь не значит, что я призываю вас не следить за собой, не обращать внимание на свой вид и здоровье. В наше время у многих есть велосипеды или машины. Все вы пользуетесь велосипедами, автомобилями, автобусами и т.п., и все виды транспорта требуют бережного отношения и наличия горючего. Тело свое вы должны беречь, как и всякий другой вид транспорта. Подобно тому, как вы смазываете колеса велосипеда и подливаете горючее в бензобак машины, вам следует следить за тем, чтобы тело ваше было пригодно для путешествия по дороге жизни. Снабжайте его необходимой пищей, поддерживайте свою физическую форму. Когда машина буксует в грязи, то вы обращаетесь за помощью к окружающим, чтобы вытащить ее.

То же самое происходит, когда колесница вашей жизни застревает в семейных рытвинах - в этом случае вам потребуется поддержка очень многих достойных людей, сатсанга. Сегодня колесница вашего тела движется не по прямой дороге, а по извилистой тропе. Отсюда все ваши беды. На такой дороге можно лишиться и некоторых деталей самой машины. Около восьмидесяти процентов людей таким образом растеряли жизненные составляющие своих тел, вступив на неверный путь. Еще пятнадцать процентов населения уподобляют свои тела машинам, выставленным на продажу. Они украшают себя в дорогие одежды, раскармливают себя. Но машина, не выполняющая своего прямого назначения, уже не средство передвижения, а всего лишь кусок металла.

Тело можно уподобить лодке, в которой вам предстоит переплыть океан жизни. Его следует использовать для того, чтобы постичь, осознать первоисточник и конечную цель нашего существования. Ученики Шанкары оставили вам свои стихотворные наставления с тем, чтобы вы разобрались в природе своих симпатий и антипатий и осознали необходимость стремления к высшим идеалам. Тело, состоящее из пяти материальных элементов, обречено на смерть. Но Атма, обитающий в теле, бессмертен и вечен. Атма и есть Всевышний. Именно поэтому в стихах учеников Шанкары присутствуют вопросы о том, кто такие на самом деле ваши друзья и враги и существует ли на самом деле разница между ними. Именно поэтому они считали своим священным долгом дать толкование природы Атмы.

Сокровенное предназначение всякого человека - достижение наивысшего блаженства. И нередко вы терзаетесь вопросами о том, где источник блаженства, как достичь его, что нужно для этого сделать. Ученики Шанкары оставили вам исчерпывающие ответы по этому поводу.

Они говорили, что воплощение блаженства - радующееся дитя, не ведающее ни о чем, что вокруг него. По мере взросления чувственные желания опутывают вас все сильнее, и вы совершенно забываете о состоянии блаженства которое испытывали во младенчестве.

Иисус Христос сказал однажды, что отблески Блаженства играют на щечках младенцев, ибо желания не ведомы им. Действительно, радость ребенка совершенно особого рода. Ни у кого в целом мире вы не увидите ничего похожего. Скажем, мать несет на руках младенца, а он возьмет да и рассмеется, глядя через ее плечо. Смех детей заразителен: когда ребенок смеется, то и взрослые начинают невольно улыбаться. Это оттого, что потребности тела не отвлекают ребенка, он ничего еще не знает про свое тело. Люди же взрослые настолько заняты мыслями о теле и обо всем, что с ним связано, что им не до смеха. Нередко им трудно рассмеяться, даже когда у них возникает желание это сделать. Они только делают вид, что им весело.

Именно в этом ключе и следует толковать слова из Бхагавад-Гиты о том, что Господь, Нараяна, всегда смеется, а человек, Нара, всегда плачет. Так не раз обливался слезами Арджуна - олицетворение Нары, в то время как Кришна - Нараяна был весел даже в часы великой битвы (Имеется в виду битва на Курукшетре между армиями Пандавов и Кауравов, описанная в Махабхарате).

Вы смеетесь, когда счастливы. В такие минуты вы не только смеетесь, но и поете. Те, у кого хорошие голосовые данные, часто поют публике, среди толпы народа. Те же, кто не умеют петь, все равно это делают - пусть даже у себя в ванной комнате. У Кришны был чудесный голос, он знал все мелодии и все возможные лады - тала, поэтому, даже находясь на поле брани, Он громко распевал Гиту. Гита означает песня, и Кришна был единственным, кто пел во время сражения, ибо Господь - это воплощенная радость.

Юноши и девушки!
Содержите в чистоте свои тело и ум! Примените силы своего тела к восстановлению Истины и праведности в своей стране! Помните, вам, хранителям индийской культуры, выпала огромная честь возродить ее.

OM

Мои дорогие!
Испытываете ли вы духовный голод? Духовный голод составляет основной смысл любой формы человеческой деятельности. Чувство неудовлетворенности, чувство беспокойства, которые нередко испытывает человек даже после того, как все его насущные потребности удовлетворены, указывают на то, что человек может, не отдавая себе в этом отчета, испытывать духовный голод. И удовлетворить его можно только через самопознание. Без ощущения духовного голода никакой прогресс не возможен. Мир на земле может стать реальностью лишь в том случае, если люди обретут веру в Высшее, Божественное начало, управляющее вселенной. Тогда возникнут теплые, сердечные отношения между людьми, родится любовь и единство между всеми, кто обитает в этом мире.

Примите Мои благословения
Шри Сатья Саи Баба
Прашанти Нилаям, 16.12.73

All Differences in this World relate to Name and Form only

To think that some are your enemies, some are your friends, some are your children, and some are your relations and to develop attachment or dislike towards them is not correct. See the one Atma in them all. Give up illusion and ignorance.

We have friends and foes, likes and dislikes; whereas Vedanta teaches us to develop equal mindedness. Just as we do not punish our teeth for accidentally biting our tongue, because we consider both the organs as parts of our body, so also, we have to bear in mind that the eternal and universal Atma resides in everyone and everywhere. We should not accentuate differences, but concentrate upon unity. If we attach importance to the bodily relationship then the individual variation will come to the fore. On the other hand we should remember that a teacher, a friend, an actor, a Guru and a disciple are different from each other only in name and form. The Atma which is the witnessing consciousness in all of them is the same. The presence of the Atma in all these names and forms establishes the oneness of all of them.

From the stand point of the great Atma, all that you see, including your own body, in the ultimate analysis, belongs to this universe which is composed of the five basic elements. The entire temporal world is spun out of your ego. Appearances are the concoctions of the mind. Our final goal is to ascend from humanity to divinity. So we must utilise this transitory period of our lives to achieve our cherished objectives.

Man is a mixture of the body and the Atma Kshetra and Kshetragna, the house and the one who lives in the house. It could be regarded also as Prakriti and Paramatma that is nature and God. It is like a seed consisting of two halves, the illusion and reality or the Sthira (fixed) and the Chara (moving). If Kshetragna, the one living in the Kshetra is not there, the question of a body existing does not arise at all. A word signifies the existence of what it denotes and the existence of a thing precedes the usage of a word. The word Kshetragna has got the additional letters 'gna' when compared with the letters contained in the word Kshetra. Kshetra is therefore contained in Kshetragna and the additional 'gna' stands for 'Jnana' or the embodiment of wisdom. Without Kshetragna or 'Jnana Swarupa', the embodiment of wisdom, there can be no Kshetra.

The body has life only so long as the 'Jnana Swarupa' resides in it. Our Vedanta says that the body is the temple in which God in the form of Jiva is residing. In the other pair of words, we have Sthira, something which is fixed and Chara, something which is moving. Nature is always moving about while Paramatma is stationary or Sthira. What keeps changing all the time is the world and what does not change is the Paramatma. In Indian experience, there is an analogy which comes from the domestic grinding device. This consists of two circular pieces of stone. The stone that is below is stationary while that which is above keeps on revolving. The knowledge that relates to man's life in this world is called the 'Hemataraka Vidya'. This keeps on revolving round the world. In the centre of the fixed stone, there is a small wooden peg, which we may compare to our objective. If we put grain in the hole, around this peg, whatever goes away from the centre or the objective, gets powdered but such grain which keeps close to the centre does not get powdered. It retains its original form.

This means that one who has God in his mind and makes an attempt to keep close to God, remains unchanged. One who goes away from God becomes powdered and changes his form. Our overindulgence with the body hampers our recognition of our true destination. Even the skin of a dead animal has some value but the body of a dead person has no value at all. I do not mean to tell you that you should be careless about your body and that you should give no attention to its upkeep. We have so many different kinds of carriages for transporting us. We have a cycle, a car, a scooter, a bus and so on and it is necessary for us to look after these things and put some oil and petrol when needed and keep them in working condition. In the same manner, our body is like a chariot for us. As we look after our cycle or car and give it the necessary petrol and oil, we have to take care of the body so that it may take us through the journey of life. We have to give the necessary food and keep it in a good condition. Just as when you get your car stuck in mud, you will need the help of so many people to get it out, so also if you get the chariot of your life stuck in the mud of a family, then you will need the help of so many people, of Satsang etc., to get it out of the muddle.

Today we are not taking the chariot of our body along the correct path. On the other hand, we are taking it along a crooked path and that is why we are getting into difficulties, and even losing some of the parts which make up this car of the body. About 80 percent of the people are losing the vital parts of their bodies in this manner by taking to crooked paths. Out of the rest of the 20 percent, 15 percent are keeping them like cars that are kept in a show room. They decorate themselves, dress well and eat well. If we have a car, which is intended to transport those who want to travel, and if it does not achieve this purpose, we should regard it as a piece of metal and not as a car.

The body is like a boat to cross the ocean of life. It should be used to understand our source which is also our goal, that is, Brahman. The disciples of Sankara had taught the need for understanding the nature of likes and dislikes, the need for persuing the sacred ideals in this verse. The body is made up of five elements and is therefore sure to die. The one Atma which resides in the body is permanent and will not die and that is referred to as God Himself. That is the reason why Sankara's disciples asked questions like "who are your enemies, who are your friends, who are your brothers and who are your relatives", and they performed the sacred task of explaining about the Atma. Divine bliss is the coveted destination for man. We ask ourselves where this bliss is, how does one reach this place of bliss and what should we do to reach this bliss. The answer has been given by the disciples of Sankara. They said that this bliss is to be found in children who are in ecstasy and who do not have the knowledge of their surroundings. As we grow older, we get more and more involved in sensuous desires. We are not thinking even for a little while about the bliss that we experienced in our childhood.

Christ said once that bliss is playing around the tender cheeks of children, in whom there are no desires. Children often exhibit this bliss in a remarkable manner. The bliss and happiness which children show have no parallel in anything else in the world. For example, if a mother is carrying a child and walking on the road, the child sometimes looks back and laughs. Children have got this extraordinary quality in them that they can make elders also laugh. The reason for this is that they are under no illusion about the importance of their bodies. Elders are immersed so much in thinking of their body and things that involve the body that even if they want to laugh, they cannot do so. They only put up a pretence of laughter.

It is in this context that the Bhagavad Gita says that one who laughs is Narayana and one who cries is Nara. When Nara, represented by Arjuna was crying in a despondent mood, Narayana, represented by Krishna was at ease, even on the battlefield. We laugh only when we are happy. When we are happy, we not only laugh but also try to sing some songs. Those who have a sweet voice will sing in public. Those who do not have a sweet voice, will at least sing in the bathroom. Krishna had a sweet voice and perfect knowledge of Raga and Tala and so he was singing the Gita even on the battlefield. The word Gita means song and amidst many difficulties on the battlefield, it is only a Krishna who can sing. This shows that God is the embodiment of happiness. Young students! You must keep your mind and body in good condition. You should use your body for the sake of establishing truth and righteousness in the country. You must remember that Indian culture of which you are the custodians, should be re-established by you.

Discourse of Sathya Sai Baba during the Summer Course in Spirituality and Indian Culture held for College Students at Brindavan, Whitefield, Bangalore District in May 1973

Subscribe

  • Есть три типа слушателей

    К Будде пришёл человек и попросил ответить на его вопрос. Будда сказал: — Я отвечу, но не сейчас. Человек удивился. Он был очень…

  • ВЕСНА

    Луковицы Радуг и тюльпанов Март сажает в золотые грядки. Ты поверь, что как это ни странно, - Будет все еще у нас в порядке...…

  • Источник всех радостей

    Задумайтесь на мгновенье над тем, что имел в виду Иисус, говоря: «...предоставь мертвым погребать своих мертвецов» (Мат. 8:22).…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments