marina mart (mart999) wrote,
marina mart
mart999

Что Дхарма и что не Дхарма? ... What is Dharma, what is not?

sgss.jpg

Варанаси Субрахманья Шастри великолепно рассказал вам о дхарме, особенно о проблеме добра и зла, на примерах из Махабхараты. Он прав в том, что грань между добром и злом следует проводить в каждом особом случае отдельно, в контексте событий, и опираясь на фундаментальные принципы. Эти принципы были даны мудрецами, они изложены в Ведах. Вот почему Веды называют корнем дхармы! Ганапати Шастри рассматривал Веды в этом важнейшем аспекте. Оба они задали нам настоящий пир мудрости! Сейчас на часах уже 6.25 пополудни, и все ждут музыкального выступления Гантасалы. Но он просил еще полчаса, чтобы подготовиться, и Мне придется развлекать вас какое-то время, нравится это вам или нет!

Да, Я всегда говорю только о дхарме и это потому, что Я пришел возродить ее. Это — Моя единственная работа! Я даю панаку (сахарный напиток) невеждам и Амриту (нектар, напиток бессмертия) — просветленным. Нельзя считать, что дхарма приходит в упадок лишь в Индии, на основании того, что все Аватары, которых вы знаете, воплощаются именно здесь! Долг Аватара — воплотиться в том месте, где зарождается дхарма, там, где ее изучают и ценят. Весь мир — не более, чем ветви этого Древа! Но для Меня нет различия между родной землей и чужой. Все человечество будет направлено Мной на путь дхармы. Веды — апаурушея, несотворенные человеком, и по этой причине Ведапуруша (Дух Вед) не принадлежит какой-то отдельной стране. Веда исходит оттуда, куда вы устремляетесь к ней! Каждая из религий и дхарм — всего лишь ростки ведических истин.

Человеческое естество должно быть очищено, укрощено и направлено в надлежащее русло. Иначе оно будет подобно разбушевавшейся Ганге, которая может погубить миллионы людей, что живут на ее берегах, считая ее безопасной! Стремление к немедленной выгоде — недуг, который вам всем надлежит исцелить; долговременная польза — вот что прочней и целебней! Пусть человек подчиняет свои интересы всеобщему благу — группы, деревни, общины, страны и всего человечества! Идеи, принципы, законы, обычаи, кодексы поведения, привычки и действия — все подлежит рассмотрению с двоякой точки зрения: намерения и следствия. Чисты ли мотивы, и произрастают ли они из любви, премы; истинны ли побуждения? Станет ли их плодом шанти? Если да — значит этот поступок, закон, обычай или образ действий основан на дхарме. Намерения и последствия — вот два берега, что обуздывают и направляют бурный поток Годавари к морю, приемлющему все ее воды.

Именно правила и ограничения придают особую прелесть игре самой жизни. Ведь если в футболе каждый решит делать с мячом, что захочет, играя вне правил, то это станет бессмысленным и не принесет радости!

Но как решить в каждом случае, что для вас дхарма, а что нет? Я вам раскрою ряд принципов, чтобы помочь разобраться. Что не несет боли ни вам, ни другим — это дхарма, соблюдение высшего закона и праведность. Поступая так, вы дарите радость себе и другим. Вот и другое мерило: необходимо, чтобы манас, ваак и кааям (мысли, слова и дела) находились в гармонии. Так поступайте согласно своим словам и выражайте, что чувствуете! Не глушите свою совесть обманом и не пытайтесь облечь свои мысли в одежды притворства. Не порабощайте ваше сознание, вынуждая его принимать образ действий, который оно не одобряет! Таков образ жизни в согласии с дхармой. Чем чаще вы будете правильно поступать, тем раньше эти благие привычки врастут в ваше сознание. Если вы утвердите себя в таком поведении, то поступать достойным образом вам уже не составит труда. То, что вы делаете, прямо зависит от того, чем вы являетесь — и наоборот. Мысль и поступок всегда неразлучны друг с другом!

И вот еще один принцип: дхарма учит вас быть уравновешенными, уверенными и спокойными. Познав мимолетность всего, что вам несут успехи и поражения, богатство и бедность, восторг и печаль, удовлетворение и неудовлетворение, не предавайтесь восторгам и разочарованиям! Будьте всегда безмятежны и невозмутимы! Все, что поможет вам в этом, есть дхарма.

Итак, все проявления чувственной жизни — адхарма, а вашей духовности — дхарма. Дхарма — то, что вас поддерживает, спасает и очищает. При рождении человек получает в краткосрочную аренду собственную жизнь, чтобы достичь познания единства с Безмерным. Да, части тела имеют различия; и все же они — только части вашего тела; только глупец считает их чем-то отдельным и несоединимым. Солнце нам шлет миллионы лучей, но все они исходят из Солнца. Отражаясь в миллионах сосудов, оно остается единственным Солнцем; хотя его блики не столь уж реальны, все же, оно само — неоспоримая Истина!

Наиболее общее определение дхармы состоит в том, чтобы следовать правилу: "делай другим, что желаешь увидеть от них, и не делай того, что не хочешь, чтобы сделали тебе". Откажитесь от своего двойного стандарта! Обращайтесь со всеми, как сами с собой. Сказать точнее — поверьте себе, и вам откроется вера в других. Уважайте себя и других! Эгоизм — мера вашего альтруизма. Весь человеческий род — единое целое, и, нанося вред себе, вы вредите и всем остальным. Помогите же вашему ближнему распрямиться — так вы поможете выпрямиться и себе! Отношение, которого вы требуете от других — мера вашего долга по отношению к ним.

Веды и Упанишады образуют собой Джняна Канду и Упасану Канду, разделы Санатана Дхармы (вечной Религии). Они — ваши лучшие проводники на дороге дхармы, как для человечества и всех его классов, сообществ и сословий, так и для семьи и для каждого человека. Подобно тому, как Дели — столица Индии, так и сама Индия — столица духовности для всего человечества. Индийцы должны доказывать собственной жизнью, что дхарма вознаграждает их шанти и сукхой (умиротворением и счастьем). Ответственность Индии — вдохновить всех людей идти тем же самым путем.

Сатья Саи Баба
Прашанти Нилаям 54.10.1962 г.

Vaaranaasi Subrahmanya Shaasthry spoke so well about Dharma, especially the problem of right and wrong as brought out in the episodes of the Mahaabhaaratha. Of course, as he said, right and wrong have to be decided in each case by the analysis of the particular context, with reference to some fundamental principles. Those principles have been visualised by sages and laid down in the Vedhas. That is why the Vedha is declared to be the root of Dharma. Ganapathi Shaasthry brought out this primacy of the Vedha in his talk. Both of them have already served you a fine banquet of wisdom. The time is 6.25 p.m. and Ghantasaala, who is to give a musical recital, has already occupied the attention of most of you. Ghantasaala tells me that he requires about half an hour to begin and so, it seems, I have to keep you engaged until he is ready, whether you like it or not!

Naturally, I always speak of Dharma. For, I have come to re-establish it. I have no other work here. I give what is Paanakam (sweet drinks) for the ignorant and what is Amritha (nectar) for the illumined. You cannot infer that Dharma is declining only in India, because all the Avathaars you know took place here; the Avathaar has to take shape in the place where the Dharma originated and where it is still studied and valued. The rest of the world is but the branches of this tree. For Me, there is no native land or foreign land. All humanity has to be brought back to the path of Dharma. The Vedha is Apourusheya - "Not ascribable to human skill or authorship;" the Vedha Purusha (soul of Vedha) is not ascribable to any one country. Vedha emanates from wherever you yearn for it. All religions and Dharmas are but proliferations of Vedhic truths.

Intentions of Actions should be pure

Human nature has to be chastened, controlled and guided along certain channels; otherwise, like the flooded Ganga, it will bring disaster to millions who rest in security, believing it to be harmless. The haste to secure an immediate advantage has to be cured, the later advantage may be more lasting and more healthy; benefits to the individual have to be given up in favour of benefits to the group, the village, the community, the country or the whole of mankind. Ideas, principles, laws, customs, codes, habits, actions - all are to be judged on the twin points of intention and consequence. Is the intention pure, is it born out of Prema, is it based on truth? Does it result in Shaanthi? If yes, Dharma is enshrined in that action or law, custom or conduct. Intention and consequence are the two bunds that guide the flood waters of the Godaavari safely into the sea, which can swallow any amount of river water.

In fact, it is the rule and the restriction that gives charm to the game of life. If in the game of football any player can do any thing with the ball, and there is neither foul nor out, neither offside nor goal, neither throw nor penalty, then it will be a meaningless game incapable of giving Aanandha.

Principles on which Dharma is based

Now, how are you to decide in any particular case what is Dharma and what is not? I shall tell you some principles which you can use on such occasions. That which does not inflict pain on you and on others - that is right, that is Dharma. So act in such a way that you get joy and others too get joy. Or, take another standard for your actions: Make the Manas, the Vaak and the Kaayam (thought, word and deed) agree in harmony. That is to say, act as you speak, speak as you feel; do not play false to your own conscience; do not cover your thoughts in a cloak of falsehood; do not suppress your conscience by forcibly enslaving it and embarking on actions not approved by it. That is the Dharmic way of life. Frequently doing right makes it easier and easier, habit grows into conscience. If you are once established in right conduct, you will automatically follow the right. What you do depends on what you are; what you are depends on what you do. The two are interdependent to a great degree.

Or, there is another principle. Dharma trains you to be calm, level-headed, secure in equanimity. You know the transitory nature of success or failure, riches or poverty, joy or grief, appointment or disappointment. You are not elated or deflated. You are serene, unmoved. Anything that helps you to maintain this unruffled stability is Dharma.

To cut it short: sensual life is Adharma; the spiritual life is Dharma. Dharma is that which sustains, saves and sanctifies. Man is born and is given a lease of life so that he may earn the knowledge of His identity with the infinite. There are differences between the limbs of the body but they all belong to the body; it is foolish for them to imagine that they are unconnected with the body. The sun sends out a million rays but they all belong to the sun. The sun is reflected in a million pots of water but though they all are tiny images of the Sun, the Sun is the truth and the reflections are all relatively unreal.

Do not have a double Standard

One common definition of Dharma is that it is the adherence to the rule: "Do unto others what you wish them to do unto you; do not do unto others what you do not wish them to do unto you." Do not have a double standard. Treat all as your own self. That is to say, you must have faith in yourself and then only can you have faith in others. You must respect yourself and respect others. Egoism is the measure of altruism. Mankind is one community; you harm yourself and you harm all. You make a man stand erect and that act makes you stand erect. The treatment you wish others to render to you is itself the measure of your duty to them.

The Vedhas and the Upanishadhs, which form the Jnaana Kaandha and the Upaasana sections of Sanaathana Dharma (external religion), are the best guides to the path of Dharma for mankind, for all classes, for the family, for society, for the professional group and for the individual. Just as Delhi is the capital of India, India is the spiritual capital for all mankind. It is the responsibility of Indians to demonstrate in their lives that Dharma confers on them Shaanthi and Soukhya (peace and happiness), so that the rest of mankind may get the inspiration to follow the same path.

Discourse of Sathya Sai Baba, Prashanthi Nilayam, 5 October 1962

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments