marina mart (mart999) wrote,
marina mart
mart999

Categories:

ШИВА МАХАПУРАНА (глава 4 и 5)



Глава 4
"Великое значение шраваны и мананы"

Мудрецы риши сказали:

1. О святейший, что такое шравана и что такое манана? Как выполняется киртана? Пожалуйста, разъясни эти вещи детально.

Брахма сказал:

2. Ум любит основательные размышления. Сама способность ума обдумывать и оценивать действенность поклонения, джапы, атрибутов Господа, Его формы, Его божественных лил  и бесчисленных имен, - это результат милостивого взора Ишвары. Поэтому это постоянное и продолжительное размышление столь важно - наиболее важно среди прочего.

3. Посредством же киртаны воспевания достигается ясное выражение деяний Шивы, Его атрибутов, форм, игр, имен и т.д. в хорошей манере традиционного санскритского исполнения, а также воспевания гимнов даже на родном языке. Это - среднее среди трех.

4. О мудрецы, значение шраваны (слушания) велико в мире и состоит в слушании слов, имеющих отношение к Шиве, каким бы способом и кем бы они не произносились с устойчивым вниманием, даже в праздном окружении несерьезных женщин.

5. Шравана-слушание эффективна, когда связана с добрыми людьми. Тогда киртана (воспевание) Пашупати- Владыки душ становится устойчивой. В итоге будет манана- размышление, как наиболее превосходная. Все это приходит в результате благосклонного взора Господа Шивы.

Сута сказал:

6. 0 святые мужи, в контексте ходе разъяснения значимости этих предметов я поведаю вам случай из прошлого. Пожалуйста, слушайте внимательно.

7. Некогда мой учитель Вьяса, сын мудреца Парашары, совершал аскезу на берегу реки Сарасвати с некоторым умственным возбуждением.

8. Божественный мудрец Санаткумара случайно проезжал мимо на вимане- божественной воздушной колеснице, сияющей как солнце, и его заметил мой учитель.

9. Выйдя из своего созерцания прервав созерцание, мой учитель увидел сына Брахмы. Тогда мудрец поклонился в благоговении.

10. Он предложил аргхью -воду для омовения рук и сидение, подобающее божественной природе мудреца. Будучи удовлетворенным, божественный мудрец обратился к моему смиренному учителю с глубокомысленными словами.

Санаткумара сказал:

11. О мудрец, тебе следует медитировать на истинный объект. Великий Бог Шива тогда может быть увиден и постигнут. Но почему по какой причине и для чего совершаешь ты здесь  аскезу в одиночестве без слуг и учеников?

12-14. Когда Санаткумара сказал это, мудрец Вьяса раскрыл ему свою цель: "По милости божественных старших иерархов, как ты, я уже почти утвердил в мире четыре пути - Дхарму, артху, каму и мокшу, строго следуя пути Вед. Я стал учителем всех. Но удивительно то, что до сих пор знание пути  освобождения так и не просияло во мне. Я совершаю аскезу ради освобождения, но не знаю, как его достичь".

15. О превосходные брахманы, когда мудрец Вьяса сказал ему об этом, всезнающий божественный мудрец Санаткумара поведал ему надежный способ достижения освобождения.

16. Это и были уже имевшиеся в виду три способа, соответствующие ведическому идеалу, а именно: шравана, киртана и - как наиболее эффективная - манана Шивы.

17. Некогда и я, смущенный другими вещами, совершал великую аскезу на горе Мандара.

18-19. По воле Шивы, Его божественный служитель гана Нандикешвара прибыл туда. Этот прекрасный повелитель ганов служителей Шивы свидетель всего, с любовью поведал мне о превосходных способах достижения пути спасения: шраване, киртане и манане, полностью согласующихся с идеалами Вед.

20. Потому, о святой мудрец, это три способа достижения спасения, дарованные Самим Шивой. Пожалуйста, практикуй их," - так он посоветовал Вьясе.

21. Сказав это Вьясе, сын Брахмы поднялся на виману в сопровождении своих спутников и возвратился в свой сияющий и благоприятнейший, мир.

22-23. Так, вкратце рассказал я вам этот старинный случай.

Мудрецы сказали:

"О Сута, ты поведал о шраване и т.д. - о трех способах достижения освобождения. Если же кто-либо не в состоянии практиковать все эти три способа, что он должен делать ради обретения освобождения? Есть ли такой обряд практика, посредством совершения которого станет возможным освобождение без напряжения и беспокойства?"

Глава 5

"Величие Лингама Шивы"

Сута сказал:

1. Тот же, кто неспособен выполнять шравану- слушание и т.д., должен установить Лингам, или образ Шивы, и почитать его ежедневно. Так он сможет пересечь океан мирского сансарического существования.

2. По мере своего состояния и достатка преданный должен подносить дары, не обманывая при этом других, Лингаму или образу мурти Шивы. Он должен совершать служение ему т.е. Лингаму постоянно.

3-7. Следует тщательным образом совершать служение: сооружение украшенных алтарей,  обителей для монашествующих, храмов, святых мест и т.д., предложение одежды, благовонных масел, цветочных гирлянд, благовонных воскурений, светильников с подобающим почитанием, угощений  из различным образом приготовленного риса, испеченных пирогов, лепешек и т.п. на блюдах, зонтиков, вееров, - все, что предназначено для служения Шиве.

Мудрецы сказали:

8. Повсюду Божества почитаются только в своих образах мурти. Как же тогда почему же Шива почитается и в образе, и в Лингаме?

Сута сказал:

9. О мудрецы, этот вопрос свят и восхитителен. Поэтому теперь будет говорить Сам Шива, а не какая-либо обычная заурядная личность.

10. Я поведаю вам то, что Сам Шива сказал и я слышал от моего собственного учителя. Шива - единственный, кто почитается как Нишкала- безатрибутный, т.е. безымянный и бесформеннмй, поэтому Он идентичен с Высшим Брахманом.

11. Он - также и Сакала как имеющий явленные формы. Он - одновременно Сакала и Нишкала. Его аспекту Нишкала Лингам и соответствует.

12-13. Его аспекту Сакала соответствует поклонение явленной форме т.е. мурти. Поскольку Он - и Сакала, и Нишкала, то почитается и в антропоморфном, и в фаллическом образах людьми и называется высочайшим Брахманом. Другие же Божества, не будучи Брахманом, не обладают аспектом Нишкала ни в чем.

14. Поэтому Божества не почитаются в бесформенном символе Лингама. Другие Божества - одновременно не-Брахман и индивидуальные души дживы.

15. С этой точки зрения на них как на воплощенных они и почитаются исключительно в воплощенных формах мурти. Только Шанкара Шива обладает Брахматвой природой Брахмана, а все остальные - дживатвой природой дживы, т.е. индивидуального воплощенного существа

16. Это было разъяснено, между прочим, во время разъяснения о пранаве слоге ОМ, сущности Веданты, Нандишварой  Санаткумаре, премудрому сыну Брахмы, на горе Мандаре.

Санаткумара оказал:

17-18. Только воплощенные формы мурти используются в служении Божествам, отличным от Шивы. Но оба - и воплощенный образ, и Лингам - можно видеть только в служении Шиве. Потому, о благословенный, поведай мне, пожалуйста, в точности все, чтобы я смог понять истину.

Нандикешвара сказал:

19. Невозможно ответить на этот вопрос, не раскрыв тайну Брахмана.

20-24. О безгрешный, поскольку ты благочестив, я поведаю тебе то, что сказал Сам Шива. Поскольку Шива имеет бестелесный аспект, т.к. является Высшим Брахманом, Нишкала Лингам в соответствии со смыслом Вед, используется только в служении Ему. Поскольку Он - обладатель также и воплощенных форм мурти, Его мурти также почитается и принимается всеми людьми. В соответствии с заключением Вед, только воплощенные формы используются в служении другим Божествам, которые всего лишь воплощенные дживы. Дэвы- боги обладают только воплощенным аспектом в своем проявлении. В священных Писаниях Шастрах как Лингам, так и мурти соотносятся с Шивой.

Санаткумара сказал:

25. О благословенный, ты разъяснил служение Лингаму и мурти - различно для Шивы и других Божеств. Теперь же, о повелитель богов, я желаю  услышать подробности появления Лингама Шивы.

Нандикешвара сказал:

26-27. О Уважаемый, из любви к тебе я поведаю тебе истину. Давным-давно, в знаменитой первой кальпе благословенные души Брахма и Вишну сражались друг с другом.

28. Чтобы положить конец их высокомерию Господь Парамешвара явил свою невоплощенную форму Нишкала в форме огненного столпа Лингама между ними.

29. Он явил Свой Лингам, отделившийся выделившийся из от огненного столпа, желая благословить миры.

30. С того времени и божественный Лингам, и также воплощенный образ мурти, соотносятся с Одним лишь Шивой.

31. Только мурти посвящены Божествам, отличным от Шивы. Различные виды воплощенных форм различных дэвов даруют только наслаждение бхукти поклоняющимся им. Лингам Шивы, а также Его мурти щедро изливают благословенное бхукти и мукти освобождение.

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments