marina mart (mart999) wrote,
marina mart
mart999

"Четырнадцать уроков раджа-йоги" Свами Шивананда

siva1

УРОК ЧЕТВЕРТЫЙ
СОЗНАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ СОЗНАНИЕМ

ЧТО ТАКОЕ СОЗНАНИЕ?

1. Сознание – это атма-шакти (энергия Высшего "Я").
2. Именно в сознании Бог проявляется как вселенная.
3. Сознание сформировано из тонкой материи.
4. Сознание – это тонкая энергия.
5. Прана вибрирует в сознании, и в сознании рождаются мысли.
6. Сознание – это совокупность впечатлений, мыслей, васан (желаний) и стремлений.
7. Семя сознания – эго.

МОДИФИКАЦИИ СОЗНАНИЯ
8. Сознание выполняет пять функций пяти органов восприятия и познания (джняна-индрий).
9. Сознание характеризуется тремя гулами, или качествами: это саттва, раджас и тамас.
10. Похоть, гнев, жадность, ревность, гордыня, обман, эгоизм, симпатия и антипатия – все это волны в сознании.
11. Беспокойство сознания проходит, когда исчезают все желания.
12. Сознание очищается благодаря практике бескорыстного служения, джапы (повторения имен Бога), тапаса (аскетизма и духовной дисциплины), правильного поведения, ямы (самоконтроля) и медитации.
13. Сознание, наполненное саттвой, – это шуддха-манас, или чистый сознательный разум.
14. Сознание, наполненное раджасом и тамасом, – это ашуддха-манас, или нечистый сознательный разум.
15. Для сохранения психического здоровья необходимы: умственное расслабление, молитвенная джапа, медитация, хорошее расположение духа, саттвическая еда, изучение религиозных книг.

О ЧЕМ ВЫ ДУМАЕТЕ – ТЕМ ВЫ И СТАНОВИТЕСЬ
16. Сознание принимает форму любого объекта, на который оно направлено.
17. Если вы думаете о яблоке, то ваше сознание принимает форму яблока.
18. Если вы размышляете об образе Господа Иисуса, то ваше сознание принимает образ Господа Иисуса.
19. О чем вы думаете, тем вы и становитесь. Это непреложный психологический закон.
20. В состоянии бодрствования ваше сознание пребывает в головном мозге.
21. В состоянии сна со сновидениями ваше сознание обитает в горле.
22. В состоянии глубокого сна ваше сознание покоится в сердце.

СОЗНАНИЕ И ПРАНА
23. Прана – это соединительный канал между телом и сознанием.
24. Если вы управляете праной, или сексуальной энергией, вы можете управлять сознанием.
25. Управляя сознанием, вы способны управлять и праной.
26. Контролируя дыхание, вы контролируете сознание.
27. Космический разум-это универсальный разум Бога. Это сверхсознательный разум.
28. Сознательный разум оперирует через мозг в бодрствующем состоянии.
29. Подсознательный разум – это читта. Все впечатления откладываются в подсознании.
30. В каждый конкретный момент объектом внимания может стать лишь одна мысль.
31. Практика пранаямы помогает достичь психического равновесия.

РАЗДЕЛИТЕЛЬНАЯ СТЕНА
32. Сознание – это разделительная стена между душой и телом.
33. Сознание – это главнокомандующий. Чувства – это солдаты.
34. Эгоизм, жадность, ревность, тщеславие – это свита сознания.
35. Человек говорит: "Мои мысли блуждали; я не видел. Мое внимание отвлеклось; я не слышал".
36. Человек "видит" благодаря сознанию, и "слышит" благодаря сознанию.
37. Успокоение и фиксация внимания на одной точке называется абхьясой.

УПРАВЛЕНИЕ СОЗНАНИЕМ
38. Можно управлять сознанием при помощи практики абхьясы и вайрагьи (бесстрастности, непривязанности).
39. При длительной практике, усердии и вере можно войти в самад-хи, или сверхсознательное состояние.
40. Без бесстрастия, отрешенности и безразличия к чувственным удовольствиям не может быть духовного прогресса.
41. Очистите нечистое сознание чистым, или высшим сознанием, а потом трансцендируйте и само высшее сознание.
42. Чувства ничего не могут сделать без сотрудничества с сознанием.
43. Не пытайтесь отгонять непристойные и грязные мысли. Чем сильнее вы их гоните, тем упорнее они к вам возвращаются.
44. Наполняйте сознание божественными мыслями. Грязные мысли постепенно исчезнут сами по себе.
45. Не пытайтесь управлять сознанием насильственными методами. Это жалкие усилия, которые обречены на провал.
46. Применяйте испытанные и разумные методы. Вы сможете легко управлять сознанием.

ПРИЧИНА РАБСТВА
47. Сознание находится у истока сансары, или мирового процесса.
48. Желание – это горючее. Мысль – это огонь.
49. Отстранитесь от желания, и огонь мысли погаснет сам собой.
50. Сознание подобно океану; мысли – это волны.
51. Сознание – это "орган" ощущений и мыслей.
52. Сознание "размышляет", интеллект определяет, эгоизм приписывает себе, подсознание увековечивает.
53. Когда сознание саттвическое, спокойное и чистое, вас озаряют проблески или вспышки интуиции.
54. Сознание и прана взаимозависимы. Прана – это "верхняя одежда" сознания.
55. Там, где есть прана, есть сознание; где есть сознание, там есть прана.
56. Бодрствующее состояние, состояние сна со сновидениями и состояние глубокого сна – вот три состояния сознания.
57. Психическая деятельность – это реальная деятельность. Мышление – это реальный процесс.
58. Раджасическое сознание жаждет разнообразия и новых ощущений. Его отвращает монотонность.
59. Смена деятельности – это смена внутренней психической деятельности.
60. Сознание – это страж у ворот. В каждый момент времени оно пропускает только по одной мысли в ментальный дворец.

ВОПРОСЫ
1. Что такое сознание?
2. Как взаимосвязаны сознание и прана?
3. Как очистить сознание?
4. Как управлять сознанием?
5. В чем разница между космическим, подсознательным и сознательным разумом?
6. Охарактеризуйте связь сознания с мыслью.
7. Где обретается сознание в состоянии бодрствования, сна со сновидениями и глубокого сна?
8. Что такое абхьяса?

УРОК ПЯТЫЙ
ТРИ ГУНЫ

1. В сознании есть три гуны, или качества, – саттва, раджас и тамас.
2. Когда преобладает саттва, человек спокоен и невозмутим (шанта).
3. Когда доминирует раджас, человек беспокоен и возбужден (гхора).
4. Когда господствует тамас, человек уныл и глуп (мудха).
5. Контролируйте тамас с помощью раджаса. Контролируйте раджас с помощью саттвы. Контролируйте саттву с помощью самой саттвы.
6. Знание гун и их проявления крайне необходимо. Только тогда вы сможете освободиться от их власти.
7. Кто поднялся над тремя гунами и сохраняет одинаковое восприятие и душевный покой в наслаждении и страдании, славе и позоре – тот мудрец и совершенный йогин.
8. Три этих качества пракрити, или материальной природы, вводят человека в заблуждение и привязывают его к сансаре, или мировому процессу.
9. В сущности, гуны – это первичные элементы пракрити. Они составляют основу всей материи.
10. Поднимитесь над тремя гунами; вы достигнете освобождения, совершенства и бессмертия.

ВЛИЯНИЕ САТТВЫ
11. Когда в человеке усиливается саттва, он праведен; в нем развивается преданность Господу; в нем пробуждается знание.
12. Когда сознание саттвическое, в душе воцаряется покой. Истина отражается в спокойных водах сознания.
13. Саттва увеличивается от общения с мудрецами, изучения религиозных книг, саттвической пищи, повторения имени Бога.
14. Саттва обладает такой характеристикой, как сияние. Это также гармония, добродетельность или чистота.
15. Саттва чиста и прозрачна, как хрусталь.
16. Саттва порабощает человека, привязывая его к счастью и знанию (низшему).
17. Саттва – это золотая клетка. Раджас и тамас – железные клетки.
18. Когда преобладает саттва, человек наделен проницательностью, чистым разумом и чистым рассудочным познанием.
19. Его сознание отворачивается от чувственных наслаждений. В океане его сознания катятся волны возвышенных, божественных мыслей.
20. Когда доминирует саттва, появляется ясновидение и глубокое проникновение в сущность явлений. Дверь интуиции широко распахивается.

ГОСПОДСТВО РАДЖАСА
21. Раджас – это страсть и деятельность.
22. Раджас порождает смятение и неугомонность.
23. Раджас – это источник неукротимых желаний и привязанности. Он опутывает привязанностью к деятельной жизни.
24. Раджасический человек жаждет власти, богатства, престижа, положения, репутации и славы.
25. Раджасический человек постоянно в движении. Он амбициозен. Он всегда деятелен. Он словоохотлив.
26. Он полон стремлений и желаний. Он привязан к действию. Он гонится за чувственными удовольствиями.
27. Его желания неугасимы, как пламя. Он никогда не бывает удовлетворен. Он всегда ненасытен и неудержим.
28. Его рассудок затуманен. Он лишен дара проницательности.
29. Его пьянит богатство. У него извращенный интеллект.
30. Его цель – деньги и чувственные наслаждения.
31. Страдание он принимает за счастье; боль кажется ему удовольствием; горе он воспринимает как радость.

ГОСПОДСТВО ТАМАСА
32. Тамас – это инертность и тьма.
33. Тамас рождается из неведения. Тамас опутывает человека леностью, беззаботностью, бездеятельностью, медлительностью и сонливостью.
34. Тамасический человек лишен способности разбираться, понимать и оценивать. Он совершает глупые поступки.
35. В своих действиях он не руководствуется здравым смыслом.
36. Он не испытывает ни малейшей тяги к работе. Он слишком много спит.
37. Он бездумен и невежествен.
38. Некоторые принимают тамас за саттву.
39. Неправедность – вот результат влияния раджаса и тамаса.

РАЗЛИЧИЯ
40. Плод саттвической деятельности – счастье; плод раджасичес-кой деятельности – страдание; плод тамасической деятельности – неведение.
41. Если человек встречает смерть, когда преобладает саттва, он поднимается в чистый Высший Мир.
42. Если он встречается со смертью в раджасе, он рождается среди тех, кто привязан к действию.
43. Если он встречает смерть в тамасе, он рождается в неразумном чреве. Его рождение происходит среди унылых и глупых, или самых низкоразвитых человеческих существ.
44. Когда преобладает саттва, раджас и тамас усмирены.
45. Когда преобладает раджас, саттва и тамас побеждены.
46. Когда преобладает саттва, человек наделен даром проницательности, чистым разумом и чистым рассудком.

БЕЗ ГУН НЕТ МИРА
47. Три гуны представлены во всех людях. Ни один человек не свободен от деятельности любой из этих гун.
48. Эти качества не постоянны. Иногда преобладает саттва; в другое время доминирует раджас или тамас.
49. Анализируйте все явления с точки зрения этих гун. Хорошо изучите их признаки.
50. Индивидуальная душа поддается влиянию гун.
51. Бог господствует над тремя гунами.
52. Когда три гуны уравновешены, пракрити находится в состоянии равновесия. Проекции, или мысленного представления мира, нет. Есть пралайя, или растворение. Возникает вибрация. В гунах появляется возмущение. Равновесие гун нарушается. Рождается мир.
53. Раджас и тамас – это ловушки на духовном пути.
54. Когда работа мудреца-йогина направлена на объединение мира, его основая гуна – это саттва. Здесь йогин выступает как созидательная сила.
55. Гитлер тоже стремился объединить мир, но его основным качеством был раджас-тамас. Он был разрушительной силой.

ВОПРОСЫ
1. Какие три гуны вы знаете? Как их распознать?
2. Опишите качества, которыми обладает саттвический человек.
3. Каков характер раджасического человека?
4. Как на человека влияет тамас?
5. Как саттва, раджас и тамас определяют переселение души?
6. Каковы плоды трех гун?

УРОК ШЕСТОЙ
ФИЛОСОФИЯ ОМ

ЧТО ТАКОЕ ОМ?

1. ОМ – это слово силы. Это священный символ Брахмана, или Бога.
2. Все языки и звуки родились из ОМ. Весь мир вышел из ОМ.
3. В начале было Слово; и Слово было у Бога; и Слово было Бог. Это ОМ.
4. ОМ – это основа всего. ОМ – это высшее спасение и поддержка для всего. ОМ – это лучшее, что есть в мире.
5. ОМ состоит из звуков А, У и М.
6. ОМ – это бесконечность. ОМ – это вечность. ОМ – это бессмертие. ОМ – это Сат-Чит-Ананда (Бытие, Сознание и Блаженство Абсолюта).
7. ОМ – это пранава, мистический звук, истинная сущность всех учений.
8. ОМ – это тайна тайн. Это источник всей силы.
9. ОМ – это основа всех звуков.
10. Все звуковые символы сосредоточены в ОМ.

ТВОЯ ЦЕЛЬ ЕСТЬ ОМ
11. Цель, которую постоянно превозносят писания, о которой говорят все деяния аскетов и ради достижения которой человек ведет жизнь в целибате, цель эта – ОМ.
12. ОМ – это лук; сознание – это стрела: Бог, или Брахман, – это мишень. Познавайте Господа в сосредоточении. Поразите мишень однонаправленностью сознания. Как стрела становится единой с мишенью, индивидуальная душа отождествляется с Богом, или Абсолютом.
13. В ОМ существует мир; в ОМ он растворяется; и в ОМ он существует.
14. ОМ – это лодка, в которой можно пересечь океан сансары.
15. ОМ – это ваше истинное имя.
16. ОМ охватывает весь трехмерный опыт человека.

ДЖАПА ОМ
17. Джапа, или повторение ОМ, обращает сознание внутрь самого себя.
18. Джапа ОМ – это вспоминание о Всевышнем.
19. Ученик йоги достигает однонаправленности сознания при повторении ОМ.
20. В постоянном повторении ОМ сила духовных самскар (отпечатков, оставленных в подсознании) увеличивается.
21. Мысленная джапа ОМ гораздо мощнее джапы, произносимой вслух.
22. Повторение ОМ и концентрация на этом звуке устраняют все препятствия в медитации.
23. Повторяйте ОМ мысленно на фазе задержки дыхания (кумбхаки). Это придаст вам силу, крепость, бодрость и хорошее здоровье.

МЕДИТАЦИЯ НА ОМ
24. Медитируйте:
Я – всепроникающая бессмертная Душа ОМ ОМ ОМ
Я – бесконечность, вечность, бессмертие ОМ ОМ ОМ
Я – бытие, сознание, блаженство, абсолют ОМ ОМ ОМ
25. Тот, кто медитирует на ОМ, становится духовной динамо-машиной. Он излучает радость, покой, силу.
26. Медитация на ОМ – это самолет, на котором ученик может высоко парить в царстве вечного блаженства, бесконечного покоя и нескончаемой радости.
27. Сядьте и созерцайте изображение ОМ. Затем попытайтесь мысленно представить ОМ с закрытыми глазами.

Hindu-Spiritual-Symbol-Om-Photo-0051
Символ ОМ

28. Как только вы садитесь медитировать, в течение двух минут пойте долгий звук ОМ. Вы почувствуете приподнятость и вдохновение. Это прогонит все суетные мысли. Затем приступайте к медитации.
29. Медитируйте на ОМ в его глубинном смысле и многозначности. Важна бхава, или правильный мысленный настрой.

ПОИСТИНЕ ВСЕ СУЩЕЕ – ЭТО ОМ
30. Ревет океан; это ОМ. Стремительно несет свои воды река; это ОМ. Жужжит пчела; это ОМ.
31. ОМ – это жизнь и душа всех мантр.
32. Сущность всех писаний – это ОМ.
33. А рождается в корне языка; У появляется из середины; и М возникает на кончике языка при смыкании губ.
34. А У М охватывает всю голосовую область.
35. Аминь – это ОМ. Амен – это ОМ.
36. Все слова, которые обозначают объекты, сосредоточены в ОМ. Поэтому весь мир вышел из ОМ; он покоится в ОМ и растворяется в ОМ.
37. ОМ – это приют всех желаний и спасения.
38. ОМ – это лестница, которая ведет ученика к высочайшему уровню сверхсознания.

ВСЕОБЩИЙ СИМВОЛ
39. ОМ – это всеобщий символ. Он представляет все символы Бога, символы всех религий и всех вероисповеданий.
40. Бог – превыше всех. ОМ – Его имя. Поэтому мы должны поклоняться ОМ.
41. А олицетворяет состояние бодрствования, У – состояние сна со сновидениями, а М – состояние глубокого сна.
42. ОМ – это основа жизни, мышления и разума.
43. ОМ и Брахман неразделимы.
44. ОМ – это небесная амброзия, дарующая бессмертие.
45. ОМ – это панацея от болезней, разрушения, смерти.
46. В ОМ есть таинственная непостижимая сила. Эта сила срывает завесу неведения и приводит стремящегося к Богу.
47. Вибрация, производимая при пении ОМ в физической вселенной, соответствует изначальной вибрации, которая возникла, когда проецировался мир.
48. Йог всегда медитирует на ОМ.
49. ОМ – это внутренняя музыка Души. Это музыка Безмолвия.

ОСОЗНАНИЕ ЧЕРЕЗ ОМ
50. Помните ОМ. Пойте ОМ. Напевайте ОМ. Выполняйте джапу ОМ. Медитируйте на ОМ.
51. Взойдите на корабль ОМ. Неторопливо плывите с помощью медитации на ОМ. Используйте якорь различения и спасательный жилет бесстрастия. И вы благополучно высадитесь в чудесном городе Сатчидананда-Брахмана.

ВОПРОСЫ
1. Дайте определение ОМ.
2. Каким образом звук АУМ задействует все голосовые органы?
3. Каков метод медитации на ОМ?
4. Что вы приобретаете благодаря джапе ОМ?
5. Что служит аналогией лука, стрелы и мишени?
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments