marina mart (mart999) wrote,
marina mart
mart999

Categories:

ДАТТАТРЕЯ – АБСОЛЮТ

1282964884118

Слава Даттатрее, воплотившемуся для восстановления дхармы (праведности), защитнику дхармы, имеющему форму дхармы и наслаждающемуся счастьем последователей дхармы.
Шандилья-упанишада

Даттатрея – авадхута

Авадхута – это тот, кто является безгрешным философом и сбросил оковы невежества. В Даттатрея-упанишаде Даттатрея описывается как "махайог и авадхута". Состояние авадхуты выше и запредельнее состояния дживанмукти (освобождённый ещё при жизни в теле). Это состояние переживания недвойственности, в котором авадхута испытывает блаженство непрерывно. Великий Садашива Брахмендра Сарасвати, наиболее похожий на Даттатрею святой из числа живших в недавнее время, в своей Атмавидья-виласе приводит сравнение состояния авадхуты с неколеблющимся пламенем, горящим в защищённом от ветра месте.

В Йогатаравали, в которой не проводится различия между йогом и авадхутой, состояние авадхуты описывается следующим образом: "Оно – не бодрствование и не глубокий сон; в нём нет никаких признаков ни жизни, ни смерти. Это состояние, к которому не применимы никакие описания."

Майтраяна-упанишада (6.34) подтверждает это следующими словами: "Это состояние бесконечного блаженства, которое ограниченный язык не способен описать, и которое может быть интуитивно постигнуто одним только (чистым) разумом."

В Авадхута-гите Даттатрея упоминает об этом состоянии таким образом: "Это состояние, которое не является ни истиной, ни не-истиной."

В Авадхута-упанишаде Господь Даттатрея отвечает на вопросы: "Кто такой авадхута? Какова природа его состояния? Какова его цель и как он передвигается?" Он отвечает: "Тот, кто осознал свою тождественность Вечному; кто обладает несравнимым совершенством; кто освободился от оков самсары (круговорота рождения и смерти) и никогда не отклоняется от цели "То ты еси" ("Тат твам аси") и других утверждений упанишад – тот называется авадхутой."

Нираламба-упанишада фактически подкрепляет описанное выше следующими словами: "Беспрепятственно и свободно передвигается тот святой мудрец, который укоренился в безоговорочном переживании "Я – один только Брахман" благодаря знанию, обретённому из непосредственного переживания в результате созерцания таких возвышенных утверждений, как "То ты еси", "Я есмь Брахман" ("Ахам Брахма асми"), "Воистину, всё это – Брахман" ("Сарвам кхалвидам Брахма"), "Множественности нет" и т.п., и который поддерживаем переживанием наивысшего блаженства. Он – саньясин (отречённый), он – освобождённый, он – поклоняющийся, он – йог, он – парамахамса, он – авадхута, он – брамин (брахмана)."

На основании полученного на опыте переживания Даттатрея подробно описал отличительные признаки авадхуты в Авадхута-гите в стихах 6-9 8-ой главы (примечание: хотя большинство указанных ниже букв – "А", "ВА", "ДХУ", "ТА" – и состоит из нескольких звуков, в санскрите каждая из них пишется как одна буква).

Буква "А" означает:
Что авадхута достиг полного освобождения от оков желаний и обрёл совершенную чистоту; он всегда пребывает в блаженстве.
Буква "ВА" означает:
Что авадхута искоренил желания и не подвержен воздействию трёх видов болезней (внутренних; причинённых другими людьми и животными; причинённых сверхъестественными причинами); он всегда живёт в настоящем.
Буква "ДХУ" означает:
Что, хотя тело авадхуты покрыто пылью, его ум чист, будучи свободен от всяческих загрязнений; он вне дисциплин сосредоточения (дхараны) и медитации (дхьяны).
Буква "ТА" означает:
Что авадхута всегда поглощён созерцанием Истины и отказался от мирской деятельности и связанной с ней мыслей; он полностью устранил своё эго.

В Авадхута-гите жизнь авадхуты описывается такими словами: "Авадхута свободен от оков желаний. Он может следовать правилам чистоты и нормам поведения, а может и не следовать им. Он отрёкся от всего и вся и является обителью всегда чистой и незапятнанной Реальности".

Даттатрея – Учитель

Даттатрея – величайший учитель освобождения для тех, кто всё ещё пребывает в теле и желает достичь состояния истинного философа (авадхута-таттвы). Он – величайший охотник за душами людей. Есть одна история, в которой рассказывается о некоем царе, захотевшем узнать, какая из религий самая великая.

Этот царь пригласил всех лидеров различных религий собраться в его дворце и рассказать о достоинствах их религий. Однако спустя какое-то время образовалась большая путаница и возник конфликт между лидерами, каждый из которых утверждал, что его религия – наилучшая. В итоге по прошествии многих дней царь очень разочаровался, и ему надоело всё это. Он решил, что ему следует пойти и самому выяснить, какая из религий величайшая. Когда он уже собрался покинуть дворец, некий старик, облик которого принял Господь Даттатрея, подошёл к нему и сказал, что он покажет ему величайшую из религий. Они шли до тех пор, пока не пришли к реке, где старик сказал: "Мы должны пересечь эту реку и усесться в тени того дерева на другом берегу. Там я открою тебе, какая из религий наилучшая. Давай найдём хорошую лодку для нас".

Царь увидел неподалёку много лодок и приказал лодочнику одной красивой лодки подать её, но старик отверг эту лодку, сказав, что её древесина уже начала гнить. Царь позвал другую лодку, но старик сказал, что этот гребец слишком слаб, чтобы перевезти их через реку. Таким путём царь подзывал лодку за лодкой, но всякий раз старик отвергал её, находя тот или иной недостаток. Когда, в конце концов, царь уже был не в силах терпеть это, он раздражённо воскликнул: "Почему я должен слушать тебя? Я – царь. Я знаю, какие лодки хороши. Может, они и не идеальные, но любая из них может переправить нас через реку. Я не буду дожидаться твоего решения".

С этими словами он отвёл старика к лодке неподалёку, и они пересекли реку и прибыли к тому месту под деревом, на которое указывал старик. Они уселись, и царь сказал: "Теперь мы, наконец, добрались. Скажи мне, какая из религий наилучшая".

Улыбаясь, старик ответил: "А! Но теперь твой урок закончен. Сейчас ты знаешь, как найти наилучшую религию".

Затем он исчез, и царь мгновенно осознал, что, так же, как он выбрал лодку, которая, хоть и не будучи идеальной, безопасно перевезла их через реку, так же и любая религия, которая ему нравится, послужит его цели.

В Трипуре Рахасье Даттатрея описан как личность, напоминающая одурманенного распутника. Иногда Он принимает форму пьяницы или грязного нищего с собаками. Он использует этот приём, чтобы не подпускать к Себе недостойных и неготовых людей, жаждущих мирского богатства, и чтобы прикрывать Свою божественную сущность, которую Он раскрывает только тем, кто заслуживает этого.

Имеется одна история о царе по имени Маха – богатом и добродетельном царе, который из-за какого-то совершённого им в прошлой жизни греха заболел страшной болезнью – проказой.

Он отчаянно пытался избавиться от неё лекарствами и молитвами, но всё это было безуспешно. В конце концов он решил покончить жизнь самоубийством через утопление себя в священной реке Гаутами. Однако богиня Гаутами, которая узнала об этом намерении царя, захотела предотвратить это, чтобы не позволить ему осквернить свои воды его гниющим телом. Приняв облик благочестивой женщины, она выслушала его скорбную повесть, а затем успешно отговорила царя от осквернения своих вод, вместо этого направив его искать помощи у Господа Даттатреи на холме Хемакута. Однако она предупредила его, что Даттатрею очень тяжело найти, и научила его мантре, которая поможет ему найти этого великого святого мудреца.

В конце концов царь добрался до Хемакуты и, найдя возвышающееся тихое место, стал медитировать на Господа Даттатрею. Вскоре после этого неподалёку появился свирепо выглядящий охотник с луком и стрелами, держащий своих злых собак на поводке. Целеустремлённый царь тотчас же подумал: "А, это, должно быть, святой мудрец Даттатрея, который пришёл помочь мне. Воистину, я благословлён!"

Итак, царь Маха поднялся, чтобы поприветствовать его, но, странным образом, чем ближе он подходил к охотнику, тем быстрее тот уходил со своими собаками в лес. Однако царь не терял его из виду и следовал за ним всюду, куда бы тот ни направлялся.

В конечном счёте охотник остановился в охотничьем селении и начал есть предложенное ему мясо. Наблюдая это, царь, тем не менее, не терял присутствия духа и упал к его стопам. Но, не произнеся ни единого слова, охотник стал убегать снова. Но не теряющий присутствия духа царь последовал за ним, умоляя его: "О царь святых мудрецов, я буду следовать за тобой, куда бы ты ни шёл. Пожалуйста, сжалься надо мной!"

Вскоре охотник встретил каких-то низкорождённых людей, предложивших ему некий алкогольный напиток, которым он с удовольствием утолил свою жажду. И снова царь Маха, вместо того, чтобы испытать отвращение, припал к его стопам и взмолился к нему, как и прежде. В этот раз охотник стал говорить и вести себя подобно безумцу, но это лишь заставило царя Маху молиться более истово.

"Господь, разве не Твоей Милостью существа способны успешно пересечь океан жизни и достичь освобождения (мукти)? Хотя Тебя окружают плохие люди, Ты воистину далёк от них. Праведным людям Ты очень близок, хотя физически Ты можешь находиться далеко от них. Моя преданность никогда не пострадает, хоть Ты и ведёшь Себя подобно низкорождённому или безумцу. Разве Ты не великий святой мудрец Даттатрея?"

Тогда, довольный молитвой царя, охотник показал ему Свою истинную форму в облике Даттатреи, а на следующий день Он благословил царя, посыпав пылью со Своих стоп его больное тело и исцелив его. Переполненный радостью, царь припал к стопам Господа, омывая их своими слезами благодарности. Тогда милостивый святой мудрец одарил его благословением, что те, кто слушают или читают об этом чуде, могут быть полностью освобождены от грехов и жить счастливо. Затем Господь Даттатрея объяснил Своё странное поведение.

"В действительности селение охотников и посёлок низкорождённых людей – это Мои ашрамы. Те, кто живут там – святые мудрецы. То, что они ели, на самом деле было фруктами и молоком. Я создал иллюзию мяса, алкоголя и всего остального, чтобы ввести тебя в заблуждение. Я очень рад, что ты не обманулся и оставался стойким в своей преданности Мне. Вследствие этого ты был благословлён."

Даттатрея – уникальный даритель знания. Все считают Его Великим Учителем, но Он Сам смотрит на всё творение как на Своего Гуру.

Учение Даттатреи

Последователи индуистской традиции, которые считают Шримад Бхагавад-гиту своим авторитетным и заслуживающим доверия священным писанием, с равным почтением считают Даттатрею полным воплощением (пурна-аватаром) Бога, а также считают Его величайшим учителем. Они ставят Авадхута-гиту, автором которой считается Даттатрея, на такое же высокое место и придают ей такое же значение, как и Шримад Бхагавад-гите. Воистину, они обе – божественные песни; они изливают безграничное сострадание и извечную мудрость на страдающее человечество.

Сущность учения Даттатреи – адвайтическое заключение единства индивидуальной души со всеобщей душой. Поучения Даттатреи доступны в двух работах, автором которых Он считается – Авадхута-гита и Дживанмукта-гита.

То, что воспринимаемый умом мир множественности – ни что иное, как наивысшая Реальность, объясняется Даттатреей следующим образом: "Мир объектов – это иллюзия сродни миражу в пустыне; один только Непреложный и Благостный реален".

Даттатрея наставляет ограниченную и введённую в заблуждение индивидуальную душу, что она – один только Всевышний Господь. Он говорит: "Святые мудрецы утверждают многими способами, что всё есть Бог, и что "я" никогда не является телом и, следовательно, для "я" нет ни рождения, ни смерти".

Тот, кто пренебрегает своей внутренней высшей Сущностью, по твёрдому убеждению Даттатреи похож на ворону: "Тот, кто пренебрегает своей бессмертной высшей Сущностью, которая является его истинной природой, подобен презренной вороне, несущейся в ад".

Указывая средства достижения свободы от перерождения и, следовательно, также и от смерти, Авадхута-гита утверждает: "Знай, что обладающее формой – нереально; одно только бесформенное – вечно. Постижением этого предписания уничтожается перерождение."

Бесподобный совет, который Даттатрея на вид даёт Своему собственному уму, достоин того, чтобы ему последовали все истинные искатели: "О ум, откажись от ограниченности, оставь её; откажись даже от представления "я отказался". Чистый и бессмертный Принцип разрушит, как яд, и отречённость, и не-отречённость."

В хорошо знакомом стиле Шримад Бхагавад-гиты Даттатрея советует человечеству встречать жизненные испытания следующим образом: "То, что Я делаю, что Я ем, какое приношение Я делаю, что Я даю – всё это не затрагивает Меня, потому что Я в высшей степени чистый, не рождённый и безупречный".

В Своей Дживанмукта-гите Даттатрея недвусмысленно подтверждает изложенную в упанишадах концепцию дживанмукти следующими словами: "Дживанмукти – это ни что иное, как состояние освобождения ещё при жизни в теле. Если бы это было состоянием, обретаемым после утраты тела, то даже собаки и свиньи достигали бы его."

Поучения Даттатреи настолько высоко ценимы, что они включены в состав Уддхава-гиты, поведанной Шри Кришной.

За прошедшие эпохи бесчисленное количество искателей получили от Даттатреи духовное знание и изучили у Него науку йоги, в результате достигнув наивысшей цели жизни. Самыми знаменитыми среди них были:

а) в крита-югу: Шаданана (шестиликий), Гаджанана (оба – сыновья Шивы) и Прахлада;
б) в трета-югу: Парашурама и Картавирьяарджуна (поучения, поведанные Даттатреей Парашураме, формируют текст сказания Трипура Рахасья);
в) в двапара-югу: цари Аларка, Яду и Рантидева;
г) в кали-югу: Шри Шанкара и Джнянешвара.

Даже сейчас Даттатрея благословляет и непосредственно направляет тех искренних и истовых искателей, которые принимают Его и безоговорочно предаются Ему.

Путь Даттатреи (Датта пантха)

Путь Даттатреи охватывает все остальные пути и является источником всех остальных традиций. Тот, кто, независимо от его религии, следует по пути истины, тот следует Путём Даттатреи. Как воплощение Бога, Датта пришёл раскрывать всемирный характер истинной религии. Его последователем может быть любой человек независимо от касты или социального положения, будь он студентом, домохозяином, отшельником или отречённым монахом. Какому бы учению или религии ни следовал истинный искатель, в конечном счёте он придёт под водительство Господа Даттатреи, Извечного Духовного Проводника человечества.

Например, йоги Натх-пантха почитают и восхваляют Даттатрею как авадхуту – того, кто всегда отречён от мирской жизни (виракта) и занят аскетизмом. Жизнь и учение Даттатреи было руководством для Горакнатха из Натх-пантха во время его поисков истины. В своей работе Сиддхасиддханата Паддхати Горакнатх описывает характерные черты авадхуты. Они очень похожи на отличительные признаки Даттатреи, упоминаемые в Шримад Бхагавате и Маркандея-пуране, и почти идентичны тем характеристикам авадхуты, которые описаны выше в уже упоминавшейся Авадхута-упанишаде Даттатреи.

Присутствие Датты не ограничено какой-либо одной страной или планом бытия, поскольку Он – Гуру всех гуру, всеведущая, всемогущая и вездесущая связь между Богом и человеком. Однако по всей Индии имеются связанные с Ним особые места для поклонения (Датта-питхи, или обители Датты), в которых истовый и искренний искатель может получить сильное переживание Его присутствия. Сюда входят: Сучиндрам (10 км от Канньякумари, Тамилнаду); Сентхамангалам; Гирнар; Нагалапурам (Андхра-Прадеш); Праяг; Датта-гуха (Гималаи); Гангапур (40 км от Гулбарги, Карнатака); Нарасимхавади (Махараштра); Кутхамбара (возле Пуны, Махараштра); Авадумбара; Сомапурам; Чандрадронагири; в Майсуре – Датта Питха, основанная в 1996 году в ашраме Шри Ганапати Сатчитананды.

Одним из примечательных аспектов этих Датта-пит является их не поддающаяся чёткому объяснению и при этом неизменная связь между ними и местами поклонения Богу как Матери, Всевышней Энергии (Шакти). Перед тем, как Парашурама приступил к суровой аскезе для обретения божественной Милости Всевышней Матери, он пришёл к Даттатрее и был посвящён Им в знание и поклонение Матери (Шривидья упасана). Даже сейчас преданные Бога в форме Матери или Энергии (Шакти) обычно являются также и преданными Датты.

Абсолютная Истина о Даттатрее

Господь Даттатрея занимает особое место в философии индуизма. Он не просто является воплощением Троицы – Творца, Хранителя и Разрушителя (Брахмы, Вишну и Шивы) – Он олицетворяет как путь, так и цель самой абсолютной Истины или Реальности.

Слово "Даттатрея" составлено из двух слов – "датта" и "Атри". На санскрите "датта" означает "данный" или "предложенный". Всевышний Господь даровал Себя великому святому мудрецу Атри и его равно великой жене Анасуе и, поэтому, Он был назван Даттой. В Шандилья-упанишаде приводится описание того, как Всевышний Господь принял форму сына Атри: "Чрезвычайно довольный суровой аскезой (тапасом), совершаемой святым мудрецом Атри, который желал детей, сияющий Господь дал Себя Атри; и, поскольку Он родился у Атри и Анасуи, Он был назван Даттатреей".

Дакшинамурти и Хаягрива, считающиеся первыми всемирными учителями, являются воплощениями Шивы и Вишну соответственно. Но Даттатрея является воплощением Троицы. Среди двадцати четырёх воплощений Бога (аватаров) Даттатрея считается шестым воплощением. Когда праведность (дхарма) приходит в упадок, бесчисленные воплощения Господа появляются на земле и, после восстановления праведности и исполнения цели своего воплощения, эти формы Господа завершают Своё существование. Но Даттатрея никогда не прекращает Своего существования – даже при наступлении всеобщего растворения (пралайи). Он – сама бесконечная (авинаси) извечная Истина.

В Шандилья-упанишаде совершенно ясно утверждается, что Даттатрея – это всевышняя Реальность и Причина всего сотворённого. В этой упанишаде говорится: "Всевышний Брахман совершал аскезу, которая имела природу знания (джняны), и, возжелав стать многим, принял форму Даттатреи. Из этой формы вышли три буквы (A, U, M – Ом; A – начальная низкая вибрация звука "О" в звучании звука "Ом", U – последующая более высокая вибрация того же звука "О", M – поначалу обычное "М", затем переходящее в назальное и, в конце концов, в бинду – звучание на тонком плане); три мистических имени (Бхух, Бхувах и Сваха); трёхстрочная Гаятри; три Веды (Риг, Яджур и Сама); три бога (Брахма, Вишну и Махешвара); три касты (брамины, кшатрии и вайшьи); три огня (гархапатья, ашавания и дакшина). Этот Господь наделён всем в изобилии. Он пронизывает всё и пребывает в сердцах всех существ. Он – великий Маяви, играющий с майей. Он – Брахма; Он – Вишну; Он – Рудра; Он – Индра; Он – все боги и все существа. Он – восток; Он – запад; Он – север; Он – юг; Он внизу; Он вверху. Он – всё. Такова слава формы Даттатреи."

Шри Ганапати Сатчитананда Свамиджи
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments