marina mart (mart999) wrote,
marina mart
mart999

ДЭВИ ГИТА



Глава восьмая
О МЕСТАХ ПАЛОМНИЧЕСТВА, ОБЕТАХ И ПРАЗДНИКАХ
Сколько мест, о Владычица богов, которые следует увидеть на поверхности земли,
Главных, (посещение которых) очищает, доставляющих радость Богине,
А также обетов и праздников, (соблюдение которых) приносит (тебе) удовлетворение?
Обо всём этом расскажи мне, о Мать, благодаря чему человек совершает всё, что подлежит совершению.
Шри Дэви сказала:
Весь (мир) есть моя обитель, должная быть увиденной, всякое время подходит для давания обета,
И праздники (можно отмечать) во всякое время, потому что я есть образ вселенский.
Но всё же из-за родительской любви к (своим) почитателям рассказано будет (мной),
Слушай же внимательно, о царь гор, мои слова.
(Есть) великая обитель Колапур, в которой Лакшми постоянно пребывает,
Вторая (обитель) – город Матери высший, где Ренука обитает,
Третья – Туладжапур, затем Сапташринга,
Великие обители (соответственно) Хингулы и Джва-ламукхи.
(Затем) Шакамбхари, высшая обитель,
Бхрамари, обитель превосходная,
Обитель Шри-Рактадантики и обитель Дурги.
Лучшая из всех есть обитель Пребывающей в горах Виндхья
(Потом идут) великая обитель Аннапурны – превосходный Канчипур,
Бхимадеви высшая обитель и обитель Вималы,
Великая обитель Шри-Чандралы и Каушики обитель,
Высшая обитель Ниламбы на вершине горы Нила,
А также обитель Джамбунадешвари – Шри-нагар прекрасный,
Великая обитель Гухьякали, которая расположена в Непале,
И Минакши высшая обитель, которая, говорят, (находится) в Чидамбаре,
Великая обитель Ведаранья, населяемая Сундари,
И великая обитель Экамбара, в которой пребывает Парашакти,
Высшая обитель Мадаласы и (обитель) Йогешвари,
А также прославленная обитель Ниласарасвати в Китае,
Обитель Багалы в Вайдьянатхе, считающаяся лучшей из всех,
И Манидвила Шримад-Шри-Бхуванешвари, где я, как памятно, (пребываю).
Камакхья Йони-мандала Шримат Трипура Бхайрави,
Сокровище среди мест на земном круге, в котором Махамайя обитает.
Нет лучше этого места нигде на поверхности земли,
Там у Богини каждый месяц воочию случаются месячные.
Здесь все божества находятся, ставшие горами,
И на горах обитают великие божества.
Мудрым известно, что вся земля там (является) образом Богини,
И нет лучше места, чем Камакхья Йони-мандала.
(Затем идёт) высшая обитель Гаятри, называющаяся Шримат-Пушкара,
А в Амареше Чандика (обитает), и в Прабхасе Пушкарекшини.
В Наймите, в великой обители богиня Лингадхарини,
Пурухута – в Пушкаракше и Рати в Ашадхе.
В великой обители Чандамунди (живёт) великая владычица Дандини,
В Бхарабхути – Бхути и в Накуле – Накулешвари,
Чандрика в Харишчандре, Шанкари, известно, в Шри-Гири,
Тришула в Джапьешваре и Сукшма в Амратакешваре.
Шанкари (обитает) в Махакале, Шарвани – в (месте), именуемом Мадхьяма,
И в великом месте паломничества, называемом Кедара, богиня Маргадайини.
Известно, что Бхайрави (живёт в месте), называющемся Бхайрава,
Мангала – в Гайе, Стхану-прия – на Курукшетре, Сваямбхуви в Накуле,
Угра – в Канакхале, Вишвеши в Вималешваре, Махананда – в Аттахасе и Махантака – на Махендре.
Сказано, что в Бхиме (пребывает) Бхимешвари,
в обители Вастрапатхе снова Бхавани Шанкари, Рудрани – в Ардхакоти,
Вишалакши в Абимукте, Махабхага в Махалайе, Бхадракарни в Гокарне,
Бхадра в Бхадракарнаке, Утпалакши в Суварнакше,
Стханвиша в Стхану, Камала в Камалалае, Прачанда в Чхагаландаке,
Трисандхья – в Курандале, Мукутешвари – в Макоте,
Шандаки в Мандалеше, Кали в Каланджаре снова.
Сказано, что в Шанкукарне (обитает) Дхвани, Стхула в Стхулакешваре,
А великая владычица Хрилекха в лотосе сердца знающих (обитает).
Эти перечисленные (выше) обители любимы Богиней в высшей степени,
И сначала услышав о величии тех мест паломничества, о лучший из гор,
Затем следует почитать Богиню в соответствии с указанными предписаниями.
Однако, (говорят, что) все места паломничества сосредоточены в Каши, о лучший из гор,
И там пусть постоянно живёт поставивший высшей целью преданность Богине.
Эти обители посетив и совершая джапу Богине беспрерывно,
Созерцая её лотосные стопы, он освобождается от уз.
(Тот), кто встав утром, повторяет имена Богини,
Грехи (того) мигом обращаются в прах, о гора.
(Тот), кто во время шраддхи повторяет эти чистые (имена) перед брахманами,
Предки того достигают Освобождения и идут высшим путём.
Теперь же я поведаю тебе об обетах, о давший благой обет,
Которые усердно должны соблюдаться женщинами и мужчинами.
Обет анантатрития, обет раса-кальяни,
И ардра-нанда-кара (должны соблюдаться) в третий (титхи).
Обет дня Шукры, Кришна-чатурдаши,
Обет дня Марса, обет сумерек,
Во время которого бог Махадэва, усадив Богиню в мягкое сидение,
Танцует перед ней вместе с (остальными) богами в начале ночи.
Постясь тогда, в начале ночи, во время сумерек следует почитать Благую,
В особенности каждые две недели это доставляет удовлетворение Богине.
И обет дня Сомы доставляет мне чрезвычайное удовлетворение, о гора.
Тогда почтив Богиню, ночью следует совершить трапезу,
И обет во (время празднования) двух Наваратри доставляет мне удовлетворение.
Равным образом и другие, о господин, постоянные и дающиеся по случаю,
Обеты (тот), кто соблюдает ради моего удовлетворения, независтливый,
Достигает саюджьи со мной тот мой почитатель, любимый мною.
И праздники пусть отмечает он, начиная с праздника дола, о господин,
Как праздник шаяна отмечает, так пусть и праздник джагарана,
Праздник ратха (ятра) пусть отмечает и праздник дамана,
И очищающий праздник во (время, когда Луна находится в созвездии) шравана, приносящий радость.
Мой почитатель всегда пусть отмечает и другие великие праздники.
Моих поклонников пусть потчует с радостью, а также нарядно одетых девственниц и мальчиков,
думая о них, как о моих (проявлениях), пришедших туда.
Лишённый лицемерия насчёт имущества, пусть он почитает их (подношением) цветов и прочего.
(Тот), кто делает так с преданностью каждый год неутомимо,
Тот счастлив, тот удовлетворён, тот (становится) сосудом моей радости немедленно.
(Итак), вкратце рассказано обо всём, что доставляет мне удовлетворение,
И никогда это не должно сообщаться (тому, кто не является) ни учеником, ни почитателем (моим).
Так в Дэви-гите заканчивается восьмая глава, называющаяся «О местах паломничества, обетах и празднествах».

Перевод Андрея Игнатьева
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments