marina mart (mart999) wrote,
marina mart
mart999

Categories:

МАХАКАЛА

Оригинал взят у nandzed в ПОСВЯЩАЕТСЯ ВСЕМ ПРОЯВЛЕНИЯМ ШРИ МАХАКАЛЫ!



Бхагаван сказал: "Махакала является великим Бхайравой, для которого исчисление времени составляет восприятие каждого". Махакала-тантра

Общеизвестно, что в буддизме практика Махакалы проявилась в эту эпоху впервые через махасиддха Шаварипу. Однажды, будучи уже реализованным мастером, он увидел, кк из дерева к нему вышел Шестирукий Махакала именно в таком образе, как мы Его знаем теперь. И Шаварипа же сочинил первое призывание Махакалы и принёс в наш мир Его тантру.


Шаварипа

Это проявление Махакалы является главой Защитников в школе гелуг. Немного истории. Монастырь Дхе-Цанг, построенный в 1414 году близким учеником Чже Цонкапы, находится в Гьялронге, в восточном Тибете. Когда его основатель, Нгаванг Дракпа, пришёл в этот район, намереваясь построить там монастырь, он понял, что место это было особенное, но он не мог решить, где лучше устроить хижину. В тот самый момент огромный ворон налетел на него, сорвал с него шарф-кхатаг и улетел с ним. Нгаванг Дракпа поспешил последовать за вороном. В конце концов, шарф был найден повешенным на ветвях дерева. Здесь стоит заметить, что ворон расценивается в тибетском буддизме как знак присутствия Махакалы. Приняв это происшествие за благоприятный знак, Нгаванг Дракпа решил построить монастырь вокруг дерева, которое само по себе служило естественным столпом молитвенного зала.



Во время строительства монастыря монах столкнулся со многими препятствиями от местных мастеров Бонпо и чувствовал, что развитие буддийского учения в Тибете под угрозой. То, что было построено в течение дня, рушилось в течение ночи. Однажды, когда Нгаванг Дракпа размышлял над проблемой, явился ворон. Расценив это как знак, почтенный монах написал письмо своему гуру Цонкапе в Лхасу с просьбой о помощи. Мастер в ответ на просьбу своего ученика сочинил практику, наполненную духовной энергией, и дал ей название "Садхана одинокого героя Ваджрабхайравы" (Дордже Джигджед Паво чигпа дубтаб). Он передал её ворону, чтобы тот доставил текст Нгавангу Дракпе. Тот, получив инструкции, немедленно приступил к практике и, в конечном счёте, подчинил себе всех в округе. Этот текст впоследствии стал одним из самых значительных, который используется во всех монастырях гелугпа и сохраняет свою популярность до наших дней.

Когда основная часть строительства была завершена, лама начал искать мастеров, которые могли бы создавать скульптурные изображения для ретрита. Однажды в монастырь пришли трое чёрных мужчин и оставались там некоторое время. Позже оказалось, что они были скульпторами из Индии. Но только один из них согласился помочь Нгаванг Дракпе. Он создал все необходимые статуи, кроме изображения Махакалы, которое, увы, было готово лишь наполовину, когда наступил день освящения.

Торжества по случаю состояли из различных ритуальных танцев. В конце индийский скульптор заявил, что он тоже хотел бы исполнить танец. Начав, он полностью овладел вниманием публики, двигаясь бурно в закручивающемся вокруг него костюме в большой гневной маске. Зрители были в восторге. К концу танца его физическая форма вдруг начала сокращаться, пока, наконец, только гигантская маска не осталась на земле, и не было никаких следов тела танцора. Озадаченные причудливым поворотом событий, монахи бросились к помещению, где была наполовину законченная статуя Махакалы. К их удивлению, статуя была завершена. Скульптор слился со своим творением, предоставив ему свою духовную энергию.

История на этом не заканчивается, однако. Позже стало звестно, что два товарища индийского скульптора сделали статуи Махакалы в двух разных монастырях и также таинственно исчезли в своих творениях. Таким образом, в ретритной хижине Нгаванга Драгпы Махакала создал скульптуру самого себя с полдюжиной рук. Аналогичным образом две другие создали образы четырехрукого и Белого Махакалы соответственно. В общем, они были названы три брата Махакалы и стали весьма популярны во всем Тибете.


phototour.pro

Хотя изображение Махакалы почитается во всех тибетских монастырях, но только в Дхе-Цанг Он рассматривается как живой член сангхи. Так, например, во время церемоний ганапуджи (цогчод) глава собрания по-прежнему объявляет: "Не забывайте долю черного человека!». Эта традиция возникла ещё и потому, что когда так называемый «черный человек из Индии» делал скульптуры, его спросили, что бы он хотел в обмен на его услуги, ответил: "Только то, что предлагается монахам." При подсчете количества жителей в этом монастыре, этот щедрый покровитель также принимается в качестве члена общины. Следует отметить интересный факт, что этот монастырь был разрушен в 1950-х годах, став жертвой политических и революционных "мероприятий". Однако, был восстановлен и вновь открыт в 1997 году, с наилучшими пожеланиями и участием 170 представителей из пятнадцати стран под патронажем Его Святейшества Кхечог Ринпоче.

Каждая из трех форм Махакалы имеет некоторые совершенно разные качества и аспекты, символы, а также даёт различные реализации действия.

Шестирукий (Shadbhuja) Махакала



Эта форма наиболее распространена в гелуг, и в этом проявлении Махакала считается наиболее жестоким и мощным, будучи эманацией Авалокитешвары, бодхисаттвы сострадания.



Он украшен следующими символическими атрибутами:

1). Корона из пяти черепов: Это символ превращения пяти основных клеш в пять Будда-мудростей. Таким образом:

а). Невежество преображается в мудрость реальности.
б). Гордость становится мудростью равностности явлений.
с). Страсть становится мудростью различения.
г). Ревность становится мудростью безошибочного деяния.
е). Гнев становится зерцалоподобной мудростью.

2). Шесть рук означают успешное завершение шести парамит.

3). Руки держат различные орудия, каждое из которых имеет символическое значение:

а). Первая правая рука держит дигуг, кривой нож для разделки трупов. В символике Махакалы кривой нож перерезает жизненные вены врагов, таких как нарушители обетов самая и препятствующие духи.

б). Чаша из черепа, капала, в его первой левой руке заполнена сердечной кровью этих врагов.


Мандала Махакалы

с). В следующий правой руке Он держит дамару - в форме песочных часов, барабан, символ спанды, изначального звука, причинного импульса возникновения миров. Его звук пробуждает от невежественного состояния.

г). Верхняя правая рука держит четки из черепов. Непрерывное перебирание четок является символом вечной деятельности, которую Махакала проявляет в космическом масштабе.

е). Другая левая рука держит трезубец, который представляет Три Драгоценности - Будду, Дхарму и Сангху, а также Трикайю и супругу, Юм Махакалы.

е). Наконец петля, лассо, - для тех, кто сбился с пути Дхармы.

Левая нога Махакалы в вытянута, а правая согнута в колене. Эта поза пратиалидха, символ достижения на благо других и себя. Винаяка с головой слона лежит раздавленный под ногами Махакалы и представляет нашу инстинктивную силу, преимущественно силу животных, и желание, которое, когда пробуждается, может оказаться чрезвычайно разрушительным. Это, однако, также может быть очень полезным для нашего саморазвития и послужит реализации, когда мы это освоим и приведём к мере управления.

Диск Солнца, на котором стоит Махакала, обозначает освещение тьмы невежества, а лотос, на котором этот диск лежит, означает неоскверненную чистоту.

Пылающий огонь, окружающий Махакалу, демонстрирует Его мощную энергию, чтобы истреблять все невротические состояния ума. Кроме того, три глаза - это способность видеть прошлое, настоящее и будущее. То, что Он смотрит на мир широко открытыми глазами, означает, что он рассержен текущим состоянием мира)).

Змеи на Его теле - в качестве украшений, а также как нить брахмана. Корчась, змея являет метафору перемешивания нашей психической инстинктивной и изначальной энергии, и Махакала носит змей как знак того, что вместо того, чтоб препятствовать нашему духовному развитию, такие эмоции были приручены и "запряжены", став в процессе венцом украшений славы реализации.


Четырёхрукий (чатур-бхуджа) Махакала



Это эманация Манджушри, Защитник тантры Чакрасамвары. Четыре руки этого проявления Махакалы выполняют каждая одно из следующих четырех положительных действий, которые, как говорят, служат конкретному благу для практиков Его ритуалов:

а). Умиротворение болезней, препятствий и проблем.
б). Увеличение срока жизни, благих качеств и мудрости.
с). Привлечение всех к практике Дхармы.
г). Уничтожение спутанности сознания, сомнений и неведения.

В дополнение к капале и дигугу, Чатурбхуджа Махакала держит в своих двух других руках кхатвангу и пламенный меч. Кхатванга является своего рода символом ритуальной супруги-юм. Три человеческие головы на верхнем конце представляют собой преодоление трех корней, это страсть-жадность (рага), злая воля гнева (dvesha) и заблуждение (Моха).

Меч - оружие трансцендентной мудрости (праджня), с которой Махакала разрушает невежество. Меч является главным атрибутом буддийских божеств, особенно связанных с преодолением невежества. В данном случае меч указывает на то, что этот Махакала - проявление Манджушри.



Однажды, когда Лопон Лудруб (Slob dpon klu sgrub, санскр. Нагарджуна), настоятель монастыря Наланда, вышёл на прогулку в сад в окружении других монахов, он набрёл на мумен (mu man — драгоценный камень, похожий на сапфир), лежавший возле реки. На этом камне виднелось самопроявившееся изображение с одним лицом и двумя руками, в одной из которых был искривлённый нож (gri gug), а в другой — чаша из черепа, наполненная кровью (thod khrag). Это была голова ворона, а нижняя часть изображения была сокрыта в воде. Нагарджуна и его последователи совершили подношение торма. Затем Нагарджуна сказал: "Очевидно, ты являешься защитником. Если ты защитник небуддистов — оставайся на месте. Но если ты — защитник учения Будды, явись в соборный зал Наланды". Утром следующего дня камень-изображение прибыл к входу в зал собраний. Это означало, что он являл собой лик защитника Дхармы. С тех пор монахи института стали выполнять для него регулярные подношения. Когда настало время войны с землёй Дурука (Du ru ka), враг уничтожил храм монастыря Наланды и вместе с ним каменный пьедестал, на котором находилось изображение. Место подношений враги испачкали и осквернили, как могли. После этих варварских действий вражеские войска покинули Наланду.

Вечером того же дня, когда смотритель этого места вернулся, чтобы выполнить подношения ритуального торма, он увидел разбитую чашу для подношений и сказал, обратившись к изображению: "Такие защитники Дхармы, как ты, не могут защитить даже свою собственную чашу, как же ты защитишь учение Будды?". Каменное изображение выразило крайнее недовольство этим заявлением и ушло в то место, где находилось ранее. Вдобавок его лик развернулся в направлении земли Дурука. Когда это случилось, монахи Наланды, призывая Гонпо в свидетели, совершили тантрические подношения защитнику. Они сняли свои одеяния, бросив их в знак уважения на землю перед защитником, и возносили молитвы, выражающие сильную скорбь. В результате этого армию Дурука настигло землетрясение, и воины были погребены под землёй. После этого Нагарджуна пришёл к каменному изображению и попросил его вернуться в Наланду. Но ему был дан такой ответ: "Я не вернусь туда, потому что я должен уйти на кладбище Прохладная Роща. Если вам нужен защитник — возле моря на юге есть тот, кто стоит во главе моего окружения. Он находится в форме самопроявившегося изображения на сапфире-самородке (indranila). Пригласите его к себе и обратитесь с молитвами, чтобы он стал вашим защитником; и он снизойдёт".

Нагарджуна, услышав это, направился к морю. Однажды, как и было предсказано, он обнаружил изображение, которое искал, на песчаном берегу моря. Он сделал подношение даров и молил его о том, чтобы божество пришло в Наланду. Ему был дан ответ: "Я не могу пойти туда сейчас. Мне нужно попасть в храм Викрамашила, где собираются все защитники из наставлений по Демчог Кхорло (bDe mchog 'khor lo, санскр. Чакрасамвара). Если нужно, чтобы я был твоим защитником, направляйся на восток в место под названием Чосанг Трингьи Янгдзонг (Chos bzang sprin gyi yang rdzong)". Там ты найдёшь все устные наставления обо мне в виде терма. Извлеки его и медитируй на нём, дабы хорошо ознакомиться. Также ты найдёшь там моё изображение, сделанное из сандала. Освяти его и помести в зале собраний. Непрерывно совершай молитвы и делай подношения — и Дхарма будет под надёжной защитой".

Услышав это, Нагарджуна выполнил все наставления и вернулся в Наланду. Защитник проявился перед Нагарджуной, и они стали близкими друзьями. В это время в монастыре Наланда завершилось строительство ста восьми дополнительных монастырей. Каждый нуждался в защитнике, и Нагарджуна снова пошёл на юг в страну Ньянген Мепа (Mya ngan med pa'i ling), что означает "Земля без бед, страданий и печали", и достиг предсказанного места Чосанг Тринги Янгдзонг. Когда он пришёл туда, то увидел на скале самопроявившийся сияющий храм из хрусталя. Он знал, что внутри храма было сокрыто большое количество ценных тантрических наставлений (rgyud sde rin po che) Ваджрапани в виде терма. Когда он попытался извлечь одно из них, то не смог этого сделать, поскольку терма окружали и охраняли дакини (mkha' 'gro ma — женские небесные божества). Тогда ему в голову пришла интересная идея. Он волшебным образом превратил свою накидку в одежду Будды и совершил много различных чудесных деяний. Пока дакини пребывали под впечатлением от явленного, он извлёк садхану по Ста восьми гонпо мудрости (Ye shes kyi mgon po). Он составил сто восемь текстов умилостивления, подходящих для каждого из них, и доверил им охрану монастырей и доктрины Пал Демчога (санскр. Чакрасамвары).



Затем Нагарджуна передал своему основному ученику Пхагпе Лха ('Phags pa lha, санскр. Арьядэва) все устные традиции и инструкции по практике этого Гонпо. Одно время неподалёку жил один из преданных Вангчуга (санскр. Шивы), сын индийского святого Сермигмы (Sha ke ra'i bram ze gser mig ma), которого не мог победить в дебатах ни один тибетский пандита. Когда он пришёл в Наланду для дебатов, Гонпо сообщил о приходе небуддиста Нагарджуне, который в это время находился на горе Палгьи Ри (dPal gyi ri, санскр. Шри Парвата). В конечном счёте, чтобы отстоять свою веру в воззрение, Арьядэва вызвался участвовать в дебатах. Во время дебатов Гонпо пришёл на помощь Арьядэве и помог одержать победу. Поверженный в дебатах пандита стал известен как Таянг (rTa dbyangs, санскр. Ашвагхоша) и ещё более широко — как лопон Паво (Slob dpon dpa' bo). Позже он стал учеником в Наланде, и ему передали все наставления по Гонпо. Этот лопон позже составил текст практики медитации под названием "mNgon par 'byung ba'i rgyud le'u bcu pa" ("Тантра совершенного отречения в десяти главах") по этому защитнику.

Лопон Паво передал эти учения во всей полноте лопону Луи Чангчубу (Klu'i byang chub, санскр. Нагабодхи), который, в свою очередь, передал их Бингья Кирти (Bing ya kirti). У Бингья Кирти учеником был Дэва Акара (De ba a' ka' ra), у которого учились старший и младший Ду Жабпа (Dus zhabs pa). Оба они передали линию лопону Абхаягупте (Slob dpon a bha ya gupta). Этот лопон все наставления передал тибетскому лоцаве Гало (Lo tsa ba rga lo). От ламы Гало их получил Гунгтханг Жанг Цондру Драгпа (Gung thang bla ma zhang brtson 'grus grags pa, 1122-1193), а от него они перешли Сиддхе Лингпа Гьяре (Grub thob gling pa rgya ra, 1128-1188) и затем к Тон Шила Рана (sTon shi la ra rna) и Пхагде Лоцаве Гендуну Таши ('Phags sde lo tsa ba dge 'dun bkra shis). От него традиция устной передачи перешла к Гьялчогу Йонтену Гьяцо (Четвёртый Далай-лама). В частности, близкая связь с этим защитником была установлена со времён Гьялчога Гендуна Друба (Первого Далай-ламы).

В биографии Первого Далай-ламы ("rGyal ba dge 'dun grub kyi mam thar ngo mtshar rmad byung norbu'i pheng ba") упоминается: "Вначале, вечером того дня, когда я был рождён, разбойники напали на наш кочевой лагерь. Моя мать спрятала меня среди валунов и убежала. На следующий день беглецы вернулись, чтобы посмотреть, что случилось. Возле меня стоял ворон, охраняя меня от других воронов и животных. Поэтому я остался жив. Бабушка, которая была рядом, сказала: „Ба! За ним присматривает защитник, и палатку не унесло, и мать не увели. Был бы это демон, сам малыш был бы уже мёртв“. Так помню я это событие. Защитник постоянно напоминал мне об этом случае и говорил: „Хранитель веры, подобный тебе, должен быть под опекой такого защитника, как я“. Так, даже со времён Панчена Гендуна Друба есть истории, повествующие о прочной связи с этим Гонпо. Этот Гонпо и Дамчен Чогьял (санскр. Дхармараджа Яма) являются основными защитниками школы гелуг тибетского буддизма. Этот защитник Дхармы, о котором здесь рассказывалось, — главный защитник монастыря Гьюме (rGyud smad grva tshang) в Лхасе. Там умилостивляющие молитвы ему проводятся в течение всего дня. Позже все монастыри, находившиеся под опекой Гьюме, включили молитвы к Гонпо в основные тексты ежедневных практик.

Другие наиболее популярные формы



Эта история – о происхождении Защитника Махакалы Манинг. Гонпо Манинг, как его называют тибетцы. "Манинг" в дословном переводе с тибетского означает "гермафродит". Т.е. бесполое существо, не мужского и не женского рода.

(Здесь очевидна ошибка, т. к. гермафродит - это двуполое существо, меж тем как есть вариант перевода "манинг" как "евнух" в значении "лишённый пола", "стоящий вне пола", впрочем, главное здесь - позиция вне или даже до полового разделения, это относимо к периодике сакральной истории, что видно будет в конце, где Манинг предстаёт родителем как бы первой пары гневных Отца и Матери мира в хтоническом трансгималайском мифе. Хотя лама Пунцог даёт несколько внешнее объяснение - "гермафродит", потому что его окружают как мужские, так и женские божества. Но очевидно, что это натяжка - так как в ваджраяне масса мандал, где центральные божества окружены и мужскими, и женскими божествами, но никому в голову не приходило называть их гермафродитами - прим. Нандзед Дордже).

В одной из кальп появилось три различных вида Демонов Рудр вместе с их воинством. Это были Акарша Рудра, Катанга Рудра и Мадранга Рудра. Все они вместе с окружением из ракшасов, якш и демонов – мар причиняли много вреда этой Вселенной, довели её до совершенного упадка.

Примерно в это же время Дхармакайя – Самантабхадра в форме Чемчога Херуки вместе со своей супругой Самантабхадри, проявившейся как богиня Кродхишвари, соединились в союзе, и у них появился сын, которому
не было равных по силе и мощи.

Затем началась война между божествами и войском Трёх Рудр. Когда происходила эта война, было уничтожено много небесных городов, и три вида демонов Рудр побеждали войска божеств, ибо когда убивали одного воина из войска Трёх Рудр, то из каждой капли крови, пролитой на поле битвы, появлялось ещё по одному воину Рудры (Это не сказка и не метафора, это ясное отражение кайя-сиддхи, секретом которого владел только риши асуров, относимый к Венере, которую на санскрите так и называли - Шукра, то есть семя. - прим. Нандзед Дордже). Таким образом, количество воинства Рудры увеличивалось в сотни и тысячи раз, количество же божественных воинов уменьшалось и постепенно начало подходить к концу.

В это время Махешвара посмотрел вокруг своим божественным взором и задался вопросом, кто же сможет подавить, победить этих трёх Рудр и их войско. Он узрел, что на кладбище, называемом Тодпа Карпо Барва, "Пылающий белый череп", пребывает существо, находящееся в медитации. Это и был Защитник Манинг, но тогда его звали иначе. Махешвара послал свою супругу – Умадэви к сыну Чемчог Херуки и Самантабхадри, и она, поклонившись, спросила Манинга: "Есть ли у тебя способ для покорения войска Трёх Рудр, причинивших столь много вреда?" В ответ он, мгновенно восстав из самадхи, отправился туда, где находились Три Рудры вместе с их воинством.

Проявившись там, он уничтожил без следа и остатка всех этих злобных существ. Когда было уничтожено воинство мар, Защитник Манинг получил в благодарность от Махешвары его супругу Умадэви, вступил с нею в связь, и у них родились сын и дочь. Сын стал известен как Вороноликий Махакала, а дочь - как богиня Ремати.
Затем Манинг магически проявился в виде восьми братьев – Защитников, которые являются проявлением его Тела, Речи, Ума, Качеств, Активностей и т.д. Эти его Проявления восседают на различных животных. Его супруга – богиня Палбарма Кармо – Белая Пламемнеющая Славная Богиня, также является проявлением богини Умадэви.

Таким образом, были полностью покорены все демоны мары, бхуты, духи чжунгпо и др. Чемчог Херука даровал Манингу Посвящение и наказ о защите Учения, и вследствие этого Манинг стал известен как Защитник "Махакала Чёрный Манинг". Он является Защитником, который охраняет Учение Будды сейчас, в настоящее время, и также он будет охранять его в будущем.

Из учений Карма Пунцог Ринпоче, 2002 г.


Четырёхликий Гонпо, иногда называемый Скрытый Махакала.


Описание Сокрытого Защитника (sBas pa'i mgon po), или Четырёхликого Гонпо (mGon po zhal bzhi pa), встречается в таких авторитетных источниках, как "Коренная тантра Сангва Дюпа" ("gSang 'dus rtsa rgyud", санскр. "Гухьясамаджа- тантра") и "Устная тантра Демчога" ("bDe mchog gi bshad rgyud", санскр. "Шри Чакрасамвара-тантра").

Говорят, что Юм Янгмо Нагмо (Yum g.yang mo nag mo), Туммо Джангкху (gTum mo ljang khu), Синмо Мармо (Srin mo dmar mo), Синга Лима Сермо (Sing ga li ma ser mo), Согги Годума (Srog gi sgo bdud ma), Нагмо (Nag mo), двадцать один Леки Шенпа (Las kyi bshan pa nyer gcig), Кадо Шута Нагпо (bKa' sdod shu tra nag po), Шата Марпо (Sha tra dmar po), Бегце Чамсринг (Beg rtse lcam sring), три Бесог Цена (Be srog btsan gsum) и практически все гневные защитники Тибета подчиняются этому Гонпо.

А теперь несколько слов о том, как передавалась устная линия передачи практики этого защитника. Ньен Лоцава Дарма Драг (gNyan lo tsa ba dar ma grag) жил в Индии на протяжении семи лет. За это время он получил обширные учения и наставления (chos skor gdams ngag) по практике Гонпо. Он подружился с пятью торговцами и пошёл в Тибет через Пуранг. Находясь в пути, он подумал: "Я, лоцава, достиг великой силы, и Нгаванг Деце (mNga' dbag sde rtse; личность этого человека не ясна) должен явиться ко мне". Ещё он подумал: "Я так много лет обучался в Индии и получил многие знания и наставления, теперь царь должен сам прийти ко мне". Поэтому он намеренно не явился на аудиенцию к царю. Царь был разгневан. Он приказал тридцати всадникам привезти к нему лоцаву. Вечером того же дня лоцава увидел сон, в котором царь снарядил отряд, чтобы поймать его. Проснувшись, он попросил своих спутников выделить ему цампы из своего рациона. Он сказал: "Похоже, сегодня у нас на пути возникнут препятствия". Затем он поднёс ритуальные торма. Внезапно налетел чёрный ураган, который унёс царский отряд. Только несколько атсар (a tsa ra, санскр. ачарья) остались. Позже царю доложили о случившемся, и он понял, что лоцава обладает магической силой, и сразу захотел просить прощения. Но было уже слишком поздно: смерть настигла его — он скоропостижно скончался. Министры царя также пережили множество неприятностей и видели много негативных знамений, что, как говорят, явилось следствием активности Гонпо.

От Ньен Лоцавы все наставления получил его духовный сын Кхау Дарма Г ьялцен (Kha'u dar ma rgyal mtshan). Он в свою очередь передал их Сачену Кунга Ньингпо (1092-1158). С тех пор Гонпо стал основным защитником для глав школы сакья. Чургон был известен как Гонпо Чева (mGon po che ba, то есть старший Гонпо), а четырёхликий Гонпо — как младший.

В школе ньингма есть обширная устная традиция, которая идёт от Чогьяла Тердага Лингпы и передаётся от духовного отца к духовному сыну.

В Риво Ганденпа (Ri bo dga' ldan pa — школа гелуг) есть истории о том, что со времён всеведущего Панчена Г ьялвы Г ендуна Друба и до нынешнего Далай-ламы Гонпо был главным защитником. Это ясно следует из биографии каждого Далай-ламы. В частности, в автобиографии Пятого Далай-ламы ("Rang mam du ku la'i gos bzang") говорится: "Хотя существуют ошибочные мнения о том, что этот Четырёхликий Гонпо приносит знамения несчастья, есть множество опровержений этого, и я, благодаря моей с ним близости, точно убеждён, что это — истинный защитник Дхармы. Существовала книга, на двадцати страницах которой содержалось полное собрание текстов для визуализации, умилостивления и восхваления этого защитника в соответствии с традицией Це. Помимо этого, однако, ещё около десяти страниц возвеличивающих текстов и тому подобного недоставало в данном сборнике, и я втайне заучил их наизусть.

Несмотря на то, что для этого требовалось немало времени, я смог выучить всё за двадцать дней. Об этом узнал Тулку из Верхней Палаты (Тулку Драгпа Гьялцен), который донёс об этом Чонгье Жалпон Джинпалу ('Phyong rgyas zhal dpon sbyin dpal): „Он (Пятый Далай-лама) заучил наизусть тексты для умилостивления Четырёхликого Гонпо“. Ответ на эту жалобу стал известен дисциплинарному смотрителю (здесь, возможно, речь идёт об управляющем — Дэпа Сонам Рабтене): „Этот демонический дух зловреден“, — из чего было очевидно, что Его Святейшеству Далай-ламе не стоило поступать подобным образом. Но так как Его Святейшество уже всё равно выучил текст наизусть, он приказал, чтобы подношения для Гонпо приготовлялись вовремя. Наставление это с точностью исполнялось, и подношения совершались в подходящие для этого дни во время растущей и убывающей луны, а также в восьмой день лунного месяца (yar ngo mar ngo'i brgyad gtor)".

Из этого отрывка становится ясно: несмотря на то что некоторые люди с пренебрежением отзывались об этом Гонпо, Пятый Далай-лама высоко его почитал и чувствовал с ним близость, и это был его основной защитник. Некоторые утверждают также, что этот Гонпо был назначен Мачиг Лабдрон (Ma cig lab sgron) хранить терма — спрятанные сокровища Дхармы. Также говорится, что устная линия этого Гонпо в школе гелуг идёт через Кхедруба Тамче Кхьенпу (mKhas grub thams cad mkhyen pa). К примеру, в работе, написанной Палманг Кончог Гьялценом (dPal mang dkon mchog rgyal mthshan), под названием "Линия Ладранг Таши" ("Bla brang bkra shis 'khyil gyi gdan rabs lha'i rnga chen") сказано:

"На Гонпо Щал Жипа (Zhal bzhi pa — Четырёхликий) как на защитника Дхармы в Наланде полагался духовный отец Лудруб (Klu sgrub, санскр. Нагарджуна). Хранители доктрины, передающейся от духовного отца к сыну, также получали спонтанную защиту от этого Гонпо. Так как Сакья Пандита (1185-1251) и прочие были держателями учений, передающихся из Наланды, он стал защитником школы сакья. Однако во время позднего периода сакья Тобтрог Вангпо (sTobs 'phrog dbangpo, то есть Четырёхликий Гонпо) проявил себя пред Кхедрубом Тамче Кхьенпой (1385-1438) и сказал: „Сделай для меня подношения, и я защищу тебя и твою линию“. С тех пор необходимым требованием для всех занимающих пост Дже Ринпоче стало принятие этого защитника. Так говорится в биографии Кхедруба Дже („mKhas grub rje'i mam thar“), составленной Сангва Чоден Рабджором и Сера Джецунпой".

Таким образом, в соответствии с текстом "Коренной тантры Сангдуй" ("gSang 'dus rtsa rgyud", санскр. "Гухьясамаджа-тантра") и прочими этот Гонпо является спонтанным защитником учения Будды в целом, а также хранителем отцовской линии передач учения Нагарджуны.

Самая распространённая история этого защитника такова. Проявившийся волшебным образом из груди Будды Пал Кхорло Домпы (dPal 'khor lo sdom pa, санскр. Чакрасамвара), он принял рождение как сын великого бога Вангчуга (санскр. Шива). Впоследствии он стал основным защитником Дхармы Будды. У этого Гонпо существует тринадцать различных форм, в том числе одна из них — в виде брамина:


Брахмарупа Махакала


Панджарнатха Махакала, Владыка Ваджрного шатра,
один из главных Защитников школы сакья.


Бернагчен, Чёрный плащ, Защитник школы карма-кагью.


Сита Махакала, дарующий благополучие.


Мандала повелителя дакинь 8-рукого Махакалы.


Мандала Ачала Махакалы.



САРВА МАНГАЛАМ!
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments