marina mart (mart999) wrote,
marina mart
mart999

Category:

“Вся жизнь — йога” Из работ Шри Ауробиндо и Матери

04a87d3a

И обретаем мы в самих себе,
Ничем иным уже не утоляясь,
К преображенью сокровенный ключ...
Шри Ауробиндо. Савитри

ЧТО ТАКОЕ ЙОГА

Наивысшая божественная Любовь — это творческая, созидательная Сила и, хотя она может существовать в полной самопоглощенности, безмолвной и неизменной, все же она с радостью обретает внешнюю форму и выражение и не обречена оставаться безгласным и бесплотным божеством. Сказано даже, что само творение явилось актом любви или, по меньшей мере, развертыванием пространства, на котором Божественная Любовь могла бы проявлять свои символы и изливать себя в акте взаимности и самопожертвования, — и если не изначальная природа творения, то такова, вполне возможно, его окончательная цель и мотивация. Быть может, в настоящее время трудно увидеть это, поскольку несмотря на то, что Божественная Любовь наполняет мир, поддерживая его эволюцию и развитие всех созданий, тем не менее суть жизни и ее проявления представляют собой столкновение эгоистических формаций, разделение и разобщенность, борьбу жизни и сознания за существование и выживание в этом казалось бы безучастном, безжалостном и даже враждебном мире безжизненной и бессознательной Материи. В замешательстве и смуте этой борьбы все создания жестко противопоставлены друг другу и каждый стремится в первую очередь и прежде всего утвердить собственное существование и только затем утвердить себя в других и в ничтожной степени — ради других; ибо даже альтруизм человека остается эгоистическим по своей сути и не может не быть таковым, пока его душа не постигнет секрет божественного Единства. Именно на то, чтобы открыть это Единство и эту Любовь в их наивысшем источнике, излить их изнутри и охватить ими всю жизнь, вплоть до крайних ее рубежей, и направлены усилия йоги.

Всякое действие, всякое творческое проявление должно превратиться в выражение и символ преклонения пред Божественным, в акт любви и преданности, в жертвоприношение; оно должно заключать в себе что-то, что запечатлело бы в нем движение благоговения и самопосвящения, восприятия и выражения Божественного Сознания, служения Возлюбленному, самоотдачи и самоотречения. …

Вся жизнь, когда она превращается в такое служение Возлюбленному, все действия, совершаемые из любви к Божественному и из любви к миру и населяющим его созданиям, которые так же воспринимаются как Божественное, явившее себя во множестве образов и обличий, становятся уже в силу этого частью интегральной йоги.

*

При правильном восприятии жизни и йоги становится очевидно, что вся жизнь является йогой, либо осознанной, либо подсознательной, ведь мы обозначаем этим термином целенаправленное самосовершенствование индивида путем реализации скрытых возможностей его существа и воссоединение отдельной личности с универсальным и трансцендентным Бытием, которое мы видим отчасти проявленным в человеке и в Космосе. Но и вся жизнь мира — если мы направим взгляд по ту сторону ее внешних феноменов — предстает грандиозной йогой Природы, пытающейся постепенно осуществить заложенное в ней совершенство и достичь тождества со своей божественной реальностью. В человеке, своем мыслящем создании, она впервые на этой Земле реализует способность к самоосознанию и целенаправленной деятельности, которые позволяют быстрее и эффективнее следовать к этой великой цели. Йога, по словам Свами Вивекананды, может рассматриваться как средство, позволяющее сжать эволюцию индивида до пределов одной жизни, нескольких лет или даже нескольких месяцев земного существования. Любая система йоги в таком случае является не чем иным, как выборочным или концентрированным применением, в более узких, но более энергичных и более интенсивных формах, тех или иных универсальных методов, которые уже используются — разрозненно, обобщенно, в менее напряженном темпе, с кажущейся расточительностью материала и энергии, но с большим многообразием и размахом — великой Матерью в ее грандиозном эволюционном труде.

Только такой подход к йоге может служить фундаментом для взвешенного, рационального синтеза йогических методов, поскольку с такой точки зрения она перестает казаться чем-то мистическим и сверхъестественным, не имеющим ничего общего с обычной деятельностью мировой Энергии или с той целью, которую она преследует в двух своих великих процессах субъективной и объективной самореализации; с такой позиции йога предстает, скорее, особым интенсивным использованием тех сил, которые эта Энергия уже проявила или продолжает развивать и организовывать в своих менее возвышенных, но более универсальных процессах.

Соотношение между йогическими методами и обычными психологическими процессами человеческого сознания приблизительно такое же, как между научным использованием природной силы электричества или пара и естественным поведением пара и электричества, и эти методы также основаны на знании, сформировавшемся в итоге систематических экспериментов и практического анализа и подтвержденном устойчивыми результатами. …

Подлинный и исчерпывающий смысл и назначение йоги могут быть полностью реализованы только при условии, что сознательная йога в человеке будет, подобно подсознательной йоге в Природе, неотделима в своем внешнем проявлении от самой жизни, и мы, охватив единым взглядом и сам путь, и цель, к которой он ведет, сможем снова провозгласить, выражая более совершенное и светлое знание: “Вся жизнь — йога”.

*

Йога по природе своей — это всегда рождение заново, это перерождение человека из заурядной ментализированной материальной жизни в более высокое духовное сознание и более великое, обожествленное бытие. Невозможно добиться сколько-нибудь значительного продвижения в йоге, пока в человеке не пробудится могучая потребность в таком возвышенном духовном бытии. Душа, призванная к этому глубокому и обширному преобразованию, может достигнуть отправного рубежа разными путями. Она может прийти к нему в ходе естественного развития, бессознательно следуя к собственному пробуждению; она может достичь его под влиянием того или иного вероучения или философской системы; она может приблизиться к нему, постепенно приобщаясь к свету, или же вдруг осознать свое предназначение в результате неожиданного прикосновения свыше или потрясения; она может двигаться к нему под давлением жизненных обстоятельств или повинуясь собственной внутренней потребности; может быть разбужена одним-единственным словом, сокрушающим печати ума, или же длительным самоисследованием; может продвигаться вперед благодаря примеру далекого основоположника традиции или непосредственному, каждодневному контакту с живым учителем. Пробуждающий зов придет в соответствии с особенностями индивидуальной природы и конкретными обстоятельствами.

Но каким бы ни был зов, необходимо твердое решение ума и воли ступить на путь и, как результат, полное и действенное самопосвящение. Принятие новой духовной идеи и мотивации и, как следствие, возвышенная устремленность всего существа, просветление, духовное обращение или преобразование, поддерживаемое настойчивостью воли и горением сердца, — есть важнейший шаг, в котором словно в семени заключены все последующие плоды йоги. Сама по себе идея или интеллектуальный поиск чего-то более высокого, чего-то запредельного, сколь бы ни был силен интерес ума, не увенчаются конкретными практическими достижениями до тех пор, пока не будут подхвачены сердцем и волей и не станут единственной желанной вещью и единственным достойным свершением. Ибо истину Духа нужно не просто осмыслить, но воплотить в жизнь, а для этого необходима сосредоточенность всего существа на одной-единственной цели; преобразование, на которое направлена йога, столь глобально, что его невозможно осуществить, опираясь на фрагментарную волю, на малую долю энергии или на колеблющийся ум. Тот, кто ищет Божественного, должен посвятить себя Богу и только Богу. …
Даже несовершенная йога не будет напрасной, ибо ни единое усилие восхождения не пропадает даром. Пусть даже в настоящий момент наши усилия не увенчались успехом или привели к достижению лишь подготовительной стадии или предварительной реализации, тем не менее они определили будущее нашей души.

Но если мы хотим в полной мере использовать ту возможность, которую предоставляет нам эта жизнь, если мы хотим должным образом откликнуться на услышанный нами зов и достичь увиденной нами цели, а не просто сделать шаг-другой в ее направлении, тогда нам необходимо целиком посвятить себя избранному пути. Секрет успеха в йоге заключается в том, чтобы рассматривать ее не как одну из целей своей жизни, но как саму жизнь.

Шри Ауробиндо

* * *

Говорят, что йога — это “окончательная цель жизни”, но чего вы ожидаете от этой окончательной цели? Некоторые говорят, что цель жизни в том, чтобы познать себя, — это личный и индивидуальный аспект. Если пойти чуть дальше — цель в том, чтобы осознать истину собственного существа, понять, зачем вы родились и что вам делать. Ну а если пойти еще дальше, вы можете осознать свои взаимосвязи с другими людьми; ну а еще шаг — и вы можете задуматься о том, какова роль и цель человечества в этом мире. Ну а еще дальше — в каком состоянии находится земля с психологической точки зрения? Что есть вселенная, какова ее цель, ее роль? Таким образом вы переходите от одной стадии к другой, пока наконец не увидите проблему во всей полноте. Вы должны увидеть суть, пережить стоящий за словами опыт. Мы здесь говорим о “йоге”, но где-то в другом месте об этом могут говорить иначе: кто-то сказал бы: “Я ищу смысл своего существования”, и т.д. Тот, кто по природе своей религиозен, скажет: “Я хочу найти божественное Присутствие”. Можно по-разному говорить об этом, но важно только одно: пережить это. Вы должны ощутить это у себя в голове, у себя в сердце — всем своим существом. Это должно быть конкретным, живым восприятием, иначе у вас ничего не выйдет. Вы должны от слов перейти к делу — к опыту, к жизни.

*

Мы стремимся к тому, чтобы человечество продвигалось по пути к совершенству, а будут ли его представители на словах признавать себя практикующими йогу или нет — не имеет большого значения, если на деле они предпринимают усилия для движения по этому пути.

Мать
Subscribe

  • Есть три типа слушателей

    К Будде пришёл человек и попросил ответить на его вопрос. Будда сказал: — Я отвечу, но не сейчас. Человек удивился. Он был очень…

  • ВЕСНА

    Луковицы Радуг и тюльпанов Март сажает в золотые грядки. Ты поверь, что как это ни странно, - Будет все еще у нас в порядке...…

  • Источник всех радостей

    Задумайтесь на мгновенье над тем, что имел в виду Иисус, говоря: «...предоставь мертвым погребать своих мертвецов» (Мат. 8:22).…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments