marina mart (mart999) wrote,
marina mart
mart999

Category:

“Вся жизнь — йога” Из работ Шри Ауробиндо и Матери

auro-1

СИСТЕМЫ ЙОГИ

Сама суть йоги — в соприкосновении человеческого и индивидуального сознания с божественным. Йога — это воссоединение самобытия, которое в условиях вселенской игры стало обособленным, с собственным истинным “я”, собственным источником и собственной всеобщностью. Такой контакт может иметь место в любой точке того сложно организованного, многомерного сознания, которое мы называем своей личностью. Его можно осуществить на физическом уровне, задействуя тело; на витальном — задействуя те функции, которые определяют состояние и переживания нашего нервного существа; на ментальном — либо средствами эмоционального сердца, активной воли или понимающего разума, либо — в больших масштабах — общим преобразованием ментального сознания во всех его проявлениях. Наряду с этим его можно достичь и через непосредственное пробуждение к осознанию универсальной Истины и Блаженства черезпреобразование центрального умственного эго. Какую точку соприкосновения мы выберем, таким будет и тип нашей йогической практики.

Ибо если, оставив в стороне специфические детали и процессы каждой из основных школ йоги, все еще широко распространенных в Индии, мы сосредоточим свой взгляд на центральном принципе каждой из них, мы обнаружим, что они располагаются в восходящем порядке, который начинается с тела, низшей ступени этой лестницы, и восходит в итоге к непосредственному взаимодействию индивидуальной души с трансцендентным и универсальным “Я”. Хатха-йога избирает своими инструментами для движения к совершенству и реализации тело и витальные функции; ее интересы ограничиваются грубым телом. Раджа-йога в качестве своего главного рычага избирает ментальное существо в различных его аспектах; она сосредотачивается на тонком теле. Триединый Путь Действий, Любви и Знания использует в качестве отправной точки ту или иную часть ментального существа: волю, сердце или интеллект — и стремится в результате ее преобразования достичь освобождающих Истины, Благодати и Бесконечности, которые составляют природу духовной жизни. Его метод — непосредственное взаимообщение между воплощенным Пурушей в индивидуальном теле и божественным Пурушей, пребывающим во всяком теле и вместе с тем превосходящим всякую форму и имя.

*

Принцип йоги состоит в обращении одной или всех сил нашего человеческого бытия в средство достижения божественного Существа. В обычной йоге одна главная сила существа или одна группа его сил становится средством, проводником, путем. В синтетической йоге все силы будут объединены и включены в преобразующую инструментальную деятельность.

В хатха-йоге инструментом являются тело и жизнь. Вся энергия тела успокаивается, аккумулируется, очищается, возвышается, концентрируется до своих наивысших пределов или выше всяких пределов посредством асан и других физических процессов; таким же образом и сила жизни очищается, возвышается, концентрируется благодаря асанам и пранаяме. Эта концентрация сил затем направляется к физическому центру, в котором скрывается божественное сознание в человеческом теле. При этом сила Жизни, природная энергия, которая спит, свернувшись кольцом, со всеми своими тайными силами в нижнем нервном сплетении земного существа — ибо в нашу обычную деятельность бодрствующего сознания проскальзывает ровно столько, сколько достаточно для ограниченных нужд человеческой жизни, — пробуждается и начинает подниматься, проходя из центра в центр и пробуждая также силы каждого из следующих друг за другом узлов нашего существа: нервную жизнь, сердце эмоций и обычного умственного сознания, речь, зрение, волю, высшее знание, — пока, пройдя через мозг, не встречается над головой с божественным сознанием, становясь единой с ним.

Раджа-йога избирает в качестве такого инструмента разум. Наше обычное ментальное сознание сначала дисциплинируется, очищается и направляется к божественному Существу, затем — посредством совокупного воздействия асан и пранаямы — физическая сила нашего существа приводится в спокойное концентрированное состояние; жизненная сила обретает свободу, становясь ритмичным, способным приостанавливаться движением, и концентрируется, превращаясь в высшую энергию своего восходящего действия; ум, поддерживаемый и усиливаемый этой более могучей деятельностью и концентрацией тела и жизни, на которую он опирается, сам очищается от всех своих беспокойств, эмоциональности, привычных возмущений мысли, избавляется от рассеянности и невнимательности, обретает свою наивысшую силу концентрации, погружается в транс самопоглощенности. Эта дисциплина приводит к двум значительным достижениям, одно из которых носит временный характер, другое же — вечно. Обретая в своей деятельности совершенно новую концентрацию, ум, или умственная энергия, развивает “сверхнормальные” способности познания, действенной воли, глубокой просветленности восприятия, могучего сияния мысли, которые всецело превосходят узкий диапазон нашей “нормальной” ментальности; он обретает йогические или оккультные силы, вокруг которых образовалось столько совершенно необязательной и вместе с тем в чем-то полезной таинственности. Но единственной окончательной целью и единственным всезначимым достижением является то, что ум, замерший и ввергнутый в концентрированный транс, может утратить себя в божественном сознании, а душа — обрести свободу, чтобы соединиться с божественным Существом.

Триединый Путь избирает в качестве своих инструментов в человеческом существе три главные силы, свойственные жизни ментальной души. Инструментом знания становится интеллект и ментальное видение, которое в результате очищения, концентрации и определенной дисциплины Богонаправленного поиска становится средством величайшего знания, а затем — величайшего всепостигающего видения, Богознания и Боговидения. Его цель — прозревать Божественное, постигать его и быть им. Инструментом действий, работы становится воля совершающего действия; она делает жизнь жертвоприношением Божеству и через очищение, концентрацию и определенную дисциплину подчинения божественной Воле превращает ее в средство контакта и возрастающего единения души человека с божественным Господином вселенной. Инструментом преданности становятся эмоциональные и эстетические силы души, которые в результате обращения всех их к Богу в совершенной чистоте, интенсивности, бесконечной страсти искания становятся средством Богообладания в каком-то одном или в разнообразных отношениях единства с Божественным Существом. Все они и каждое по-своему добиваются единения или слияния души человека с высочайшим Духом.

Каждая йога в своем практическом развитии приобретает характер того инструмента, который она использует; так, хатха-йога носит психофизический характер, раджа-йога — ментальный и психический, путь знания — духовный и познавательный, путь преданности — духовный, эмоциональный и эстетический, путь действий — духовный и динамичный в действии. Каждая из них развивается в направлении, определяемом ее характерной силой. Но все силы в итоге оказываются одной-единственной силой, все силы на самом деле являются силой души. …

*

… Достижения хатха-йоги поэтому поражают глаз и с легкостью впечатляют заурядный или физический ум. И все же в итоге мы имеем право спросить, что же мы приобретаем в результате всего этого колоссального труда? Цель физической Природы, сохранение простой физической жизни, ее высочайшее совершенство, даже, в определенном смысле, способность более интенсивного наслаждения физическим бытием — достигают аномальной степени развития. Но слабость хатха-йоги — в том, что ее трудоемкие и сложные процессы требуют столь значительных затрат времени и энергии и столь полного отхода от обычной человеческой жизни, что использование ее результатов в жизни мира становится либо неосуществимым практически, либо необычайно узким. Если же в награду за эту потерю мы стяжаем иную жизнь в ином, внутреннем мире, ментальную, динамическую, то этих же результатов можно достичь и с помощью других систем — раджа-йоги, тантры, предлагающих гораздо менее трудоемкие методы и предъявляющих гораздо менее жесткие требования. С другой стороны, физические достижения этой йоги: увеличение витальной силы, продление молодости, здоровье, долголетие — не многого стоят, поскольку фактически превращают нас в скупцов, пекущихся о собственных богатствах, отвернувшись от общечеловеческой жизни, служащих своему богатству ради самого богатства, не используя их во благо других, не отдавая их в общий фонд мировых движений и действий. Хатха-йога достигает больших результатов, но платит за них непомерную цену и преследует очень незначительную цель. …

Мы понимаем, что, как хатха-йога, оперируя жизнью и телом, ищет супранормального совершенства физической жизни и ее способностей и выходит за ее пределы в сферу ментальной жизни, так раджа-йога, оперируя умом, ищет супранормального совершенства и развития способностей ментальной жизни и выходит за ее пределы в сферу духовного существования. Но слабость этой системы кроется в том, что она делает чрезмерный упор на аномальные состояния транса. Это ограничение ведет, прежде всего, к определенной отчужденности от физической жизни, которая является нашей основой и полем осуществления наших ментальных и духовных достижений. Особенно духовная жизнь в этой системе слишком тесно увязывается с состоянием Самадхи. Наша задача — полностью задействовать духовную жизнь и ее опыт в бодрствующем состоянии и даже в обычной деятельности. Но в раджа-йоге духовная жизнь, скорее, оказывается где-то на заднем плане по отношению к нашему обычному опыту, вместо того чтобы низойти и овладеть всем нашим существованием.

Триединый Путь преданности, знания и действий стремится освоить ту область, которая остается вне поля зрения раджа-йоги. Его отличие от раджа-йоги состоит в том, что он не обременяет себя замысловатым тренингом всей ментальной системы как условием совершенства, но охватывает определенные центральные принципы: интеллект, сердце, волю — и стремится преобразовать их обычные функции путем их отвлечения от обычных внешних занятий и действий и сосредоточения на Божественном. Другое его отличие состоит в том — и здесь с точки зрения интегральной йоги, вероятно, кроется его изъян, — что он пренебрегает ментальным и телесным совершенством и стремится только к чистоте как условию божественной реализации. Еще один его недостаток — по крайней мере в настоящее время — состоит в том, что на практике те, кто следует этим тройственным путем, обычно избирают только один из трех параллельных путей, в духе отчужденности и почти антагонизма по отношению к двум другим, вместо того, чтобы двигаться к синтетической гармонии интеллекта, сердца и воли в интегральной божественной реализации.

*

Если, тем не менее, мы оставим в стороне узко практические методы и попытаемся обнаружить главный принцип, мы увидим, прежде всего, что тантра явно отличается от ведических методов йоги. В определенном смысле все школы, рассмотренные нами ранее, являются по сути своей ведантистскими; их сила заключается в знании и оно же является их методом, хотя это и не всегда плод умственных изысканий, а, быть может, напротив, — интуиции сердца, выраженной в любви и вере, или опыта воли, обретаемого в действии. Во всех господином йоги является Пуруша, Сознательная Душа, которая познает, созерцает, побуждает и правит. Но в тантре это, скорее, Пракрити, Душа-в-Природе, Энергия, Воля-в-Действии, исполнительная сила мироздания. Именно проникая в сокровенные тайны этой Воли-в-Действии, ее метода, ее тантры, а затем используя полученное знание на практике, йогин-тантрист достигал целей своей дисциплины: силы, совершенства, освобождения, блаженства. Вместо того, чтобы отвернуться от проявленной Природы и ее трудностей, он встречал их лицом к лицу, противостоял им и побеждал. Но в итоге, в соответствии с общей тенденцией Пракрити, тантрическая йога в большой мере утратила свои принципы, став более механистичной и отдавшись во власть догм, и превратилась в оккультный механизм, все еще могучий при правильном его использовании, но утративший чистоту своего изначального замысла. …

Если бы нашей подлинной целью было лишь бегство из мира к Богу, то нам не стоило бы тратить время и силы на создание некоего интегрального пути; ведь в таком случае все, что нам нужно было бы сделать, — это выбрать один-единственный путь из тысяч, ведущих к Богу, кратчайший из кратчайших, не размениваясь на изучение остальных путей к той же самой цели. Но если наша цель — трансформация всего своего существа по образу Божественного бытия, то интегральный путь становится необходимым.

Шри Ауробиндо
Subscribe

  • Есть три типа слушателей

    К Будде пришёл человек и попросил ответить на его вопрос. Будда сказал: — Я отвечу, но не сейчас. Человек удивился. Он был очень…

  • ВЕСНА

    Луковицы Радуг и тюльпанов Март сажает в золотые грядки. Ты поверь, что как это ни странно, - Будет все еще у нас в порядке...…

  • Источник всех радостей

    Задумайтесь на мгновенье над тем, что имел в виду Иисус, говоря: «...предоставь мертвым погребать своих мертвецов» (Мат. 8:22).…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments