marina mart (mart999) wrote,
marina mart
mart999

Йога Васиштха - книга 6, сарга 30 (новый перевод с санскрита)

Оригинал взят у advaitavedanta в Йога Васиштха - книга 6, сарга 30 (новый перевод с санскрита)
Сарга 30. Поклонение Богу: Исследование Сознания в воспринимаемом.

1. Шива продолжил:
Весь этот огромный мир есть только высшее чистое Сознание, собственная природа, и это величайшее пространство есть только Брахман, и именно его называют высочайшим Богом.
2. Поклонение ему - высшее благо, и им достигается все. Только он является  источником проявления всего творения, и в нем оно пребывает.
3. Он не сотворен, не имеет начала и конца, недвойственен и неделим. Он недостижим внешними практиками, и поклонением ему обретается блаженство.
4. Ты пробужден, О лучший из мудрых, и поэтому я говорю это тебе.  В поклонении высшему Богу бесполезны цветы и ароматные вещества, О великий.
5. Тем, чей интеллект не развит, а разум по-детски слаб, предписывается внешнее поклонение Богу.
6. Они, в отсутствие спокойствия, понимания и других качеств, поклоняются с помощью цветов и других объектов. Это только жалкое подражание и поклонение воображаемой форме.
7. Вообразив объект поклонения, они ему старательно молятся цветами, ароматическими веществами и листьями, по-детски получая от этого удовлетворение.
8. Эти глупцы, вовлекаясь в придуманное ими самими поклонение Богу, получают и какие-то бесполезные иллюзорные результаты своего поклонения.
9. О брахмин, поклонение с цветами и ароматами - выдумка слабых разумом. Я расскажу тебе о верном поклонении для таких, как ты.
10. О лучший из мудрых, Бог, которому мы и нам подобные поклоняемся - это основа всего тройственного мира, высочайшее чистое Сознание, Атман, и никто иной.
11. Этот всеблагой Шива превосходит всех богов, он превыше любых понятий и образов, хотя содержит в себе все понятия, желания и надежды, но он не явлется ничем и никем.
12. О мудрый, Богом называют того, кто не разделяем пространством, временем или чем-либо еще, в чьем свете происходит все, и кто есть чистое Сознание.
13. Это - чистое Сознание, превосходящее все разделения, пребывающее во всем, дающее всему существование и забирающее его.
14. Богом называется этот Брахман, пребывающий в существовании и несуществовании, чистое Сознание, называемый Параматман, известный как «То», «Существование» и «Ом».
15. Будучи пространством абсолютного существования, он равно пребывает во всем и известен как окончательная высшая истина и высочайшее Сознание.
16. Оно пребывает повсюду во всем, наполняя все как жизненные соки наполняют растения.  Это нераздельное абсолютное существование, проявляющееся в виде существования всего.
17. Это чистое Сознание пребывает в Арундхати, в тебе, О безгрешный, в Парвати и во всех богах.
18. Это Сознание, истина во мне, во всем видимом и во всех трех мирах, - это знают как Бога мудрейшие, познавшие истину.
19. Скажи, О брахмин, без чистого Сознания останется ли что-нибудь от придуманных богов с руками и ногами?
20. Весь этот мир есть чистое Сознание, которое есть сущность всего. Этот Бог есть "я" во всем, благодаря ему достигается все.
21. О брахмин, он не далеко и не что-то труднодостижимое; он всегда пребывает в теле и повсюду, подобно пространству.
22. Он делает, он ест, он поддерживает и он движется; он дышит и он знает это тело и все его части.
23. О мудрейший, благодаря его могуществу проявляются все разнообразные действия этих частей, которые им самим и являются.
24. Он пребывает в храме теле в пещере сердца подобно тайному божеству, и по его милости действуют тело и его органы.
25. Он - чистая основа всего, превосходящая существование и действия разума и органов чувств, но для обучения и понимания мудрые называют его «Сознанием».
26. Как Сознание, он тонок, вездесущ и незапятнан, и он проявляет и не проявляет отражение своего света.
27. Это Сознание исключительно чисто, и кажется вовлеченным в мир и действия этого мира, как весна наполняет растения соками, О мудрый.
28. Оно видится как разнообразные прекрасные проявления, которые вызывают удивление. Какие-то из них называются небом,
29. Другие называются живыми существами, сознанием, временем или местом.
30. Другие проявления называются действием, материей, существованием, видоизменением, качеством или другим подходящим именем.
31. Какие-то проявления называются светом, другие - горой, тьмой, луной, Индрой и прочими богами, или демонами-якшами.
32. Как не имея пристрастий, по своей собственной природе весна взращивает побеги растений, так же чистое Сознание проявляется как огромное разнообразие этого мира.
33. Только чистое Сознание есть все во всем и повсюду в океане трех миров с пеной и брызгами разных тел.
34. На лотосе тела пчела разума наслаждается восприятиями, наполненными медом бытия божественным чистым Сознанием.
35. Этот мир с богами, демонами и гандхарвами, горами и океанами появляется в чистом Сознании, как волны, брызги и водовороты появляются в воде.
36. Колесо самсары, приводимое в движение разнообразными удивительными действиями обусловленного разума, вращается чистом Сознании.
37. Чистое Сознание в форме четырехрукого Вишну победило армию демонов, как грозовая туча с громом и молниями побеждает жару.
38. О брахмин, это чистое Сознание стало трехглазым Шивой, сопровождаемым быком и украшенным полумесяцем, пчелой на лотосе лица его супруги Гаури.
39. Чистое Сознание, медитируя в себе, стало Брахмой - пчелой на лотосе Вишну, и изначальным озером с лотосами Вед.
40. О брахмин, как золото принимает форму браслетов или других украшений, как дерево проявляется бесчисленными листьями, так это чистое Сознание проявляется здесь как разнообразные бесчисленные тела.
41. Это чистое Сознание с легкостью становится Индрой, прекрасной драгоценностью всех трех миров, которому поклоняются все множество богов.
42. Это чистое Сознание становится солнцем, сияющим в небесах пещеры трех миров, поднимаясь, опускаясь и двигаясь только в самом себе, подобно волнам в океане.
43. Это чистое Сознание подобно лунному свету, разливающемуся во всех четырех направлениях, в лучах которого расцветают ночные лотосы всех живых существ.
44. Это чистое Сознание - зеркало, отражающее огромное разнообразие всех трех миров, и поддерживающее в себе отражение с любовью, с какой беременная женщина носит свой плод.
45. Как в океане различаются волны и брызги, а океан остается при этом неизменным, так это чистое Сознание дает существование для всех четырнадцати уровней существования со всеми существами в них.
46. Это чистое Сознание разрастается в пустом пространстве лианой с цветами удивительных видов, побегами понятий и объектов и многочисленными плодами существования различных предметов;
47. Со множеством бутонов идей и мыслей, раскрашенных соками желаний, с пыльцой живых существ и корой восприятий;
48. И с прекрасными бессчетными тычинками тройных миров. Эта лиана игриво волнуется в непрерывном движении,
49. Все времена года - узлы у нее на стебле с наростами гор и камней, и с корней до кончиков побегов она покрыта бесчисленными живыми существами четырех типов.
50. Эта лиана чистого Сознания цветет нежными разноцветными цветами, которые и реальны, и нереальны, и совершенно не поддаются исследованию и определению.
51. Cвоей прозрачной тенью она покрывает весь этот мир. Только благодаря этому чистому Сознанию все думает, растет, говорит и делает.
52. Только благодаря этому великому Сознанию сияют солнце, луна и звезды, и инертные несознательные тела могут наслаждаться друг другом, как если бы они были реальными и сознательными.
53. Несомые потоком чистого Сознания, пылинки множества миров танцуют и видятся как реально существующие.
54. Как свет лампы делает цвета видимыми, так лампа чистого Сознания освещает все события всех трех миров.
55. В свете этого чистого Сознания на чистом диске луны видятся пятна и везде становятся видимыми все многочисленные объекты этого мира.
56. Орошенные нектаром чистого Сознания, множество объектов обретают форму, подобно тому, как плоды появляются на растениях, политых дождями.
57. Как в освещенном доме сохраняется тень, так тень чистого Сознания становится инертностью и материальностью в объектах и телах.
58. Если в теле не было бы этого удивительного чистого Сознания, ни одно тело во всех трех мирах не имело бы воспринимаемой формы.
59. В свете этого чистого Сознания в пространстве дома тела беспокойно трудится невестка, называемая действиями, нянча ребенка мыслей и понятий.
60. Без света этого Сознания невозможно почувствовать вкус, даже если пища находится на кончике языка, - как и где мог бы проявиться этот вкус?
61. Слушай, сын! Без этого вездесущего Сознания не может существовать это дерево тела с руками ветвей и волосами лиан!
62. Это чистое Сознание создает движущихся и неподвижных существ, это оно растет, движется и ест. Есть только это чистое Сознание, и нет ничего другого. Этот мир есть только чистое Сознание.
63. Васиштха продолжил:
Когда трехглазый Шива сказал это своим чистым приятным голосом, я снова спросил его, О Рама, своим столь же чистым и приятным голосом:
64. О Господь, если это Сознание вездесуще и только оно является единственной природой всего, то на всей этой земле нет ничего несознательного.
65. Скажи, почему тогда в этом мире видится, что тот, кто сначала обладал сознанием, теряет его, умирая?
66. Шива ответил:
О брахмин, слушай, я в деталях отвечу на твой замечательный вопрос, О лучший из познавших Брахмана.
67. Чистое Сознание, являющееся природой всего, в этом теле есть в двух состояниях - подвижное, направленное на объекты, и неподвижное состояние нирвикальпы.
68. Это Сознание в самом себе принимает себя за другого, как благонравной женщине во сне может присниться, что она - женщина дурного поведения.
69. Как человек в ярости за мгновение становится совсем другим, так и чистое Сознание из-за понятия как будто становится другим.
70. О брахмин, оставив свою природу чистого Сознания из-за понятий, оно постепенно становится инертным, бессознательным и ограниченным.
71. Чистое Сознание становится собственным осознаваемым объектом, крошечной частицей пространства, в которой потом появляется зачаток звука, превращающийся в тонкий элемент воздуха.
72. После разделения на место и время, оно постепенно становится другими тонкими элементами, и, став ограниченным, скоро становится интеллектом и разумом с понятием «я».
73. С появлением разума появляется и круговорот самсары, подобно тому, как благородный человек становится неприкасаемым, постоянно думая, что он недостойный.
74. Заблудившись в понятиях, оно теряет вездесущность и всезнание из-за своей инертности и, принимая разные формы, оно постоянно занято своими понятиями и желаниями.
75. Чистое бесконечное Сознание становится инертным и бессознательным, уплотняясь из-за своих бесконечных понятий, как вода становится льдом при замерзании.
76. Это обусловленное Сознание называется по-разному - разумом, ограниченным сознанием, заблуждением, иллюзией или майей. О муни, став инертным, оно погружается в мир самсары.
77. Этот разум страдает от слабости и заблуждения, он мучим привязанностями и желаниями, подвержен страстям, злобе и страху, нищете и богатству.
78. Оставив свое изначальное бесконечное блаженство и полноту, он становится разделенным, горя в огне страданий, несчастий и мучений.
79. Он страдает от глупых мыслей, что «я такой-то», считает себя телом и погружается в безмерные горести.
80. Как обессиленный лесной слон, он тонет в глубоком болоте заблуждения, и его тело подвешено между существованием и несуществованием.
81. Он вовлечен в разные действия в бесполезной и бесконечной самсаре, и горит в огне страстей вслед за воспаленными желаниями и отвращениями сердца.
82. Он страдает от одиночества, как олень, отбившийся от своего стада и попеременно испытывает то взлеты при обретениях, то падения при потерях.
83. Он пугается и бежит от собственных воображаемых глупых видений, как ребенок, боящийся придуманного им привидения.
84. Он идет от заблуждения к заблуждению, подобно верблюду, блуждающему в колючих кустах в надежде найти каплю меда счастья.
85. Он испытывает огромные страдания, бродя от проблемы к проблеме; он попадает из страдания в страдание и из невезения в невезение.
86. Следуя множеству глупостей, ведомый желаниями, он следует от несчастья к несчастью и горит в огне страданий.
87. Постепенно он становится искусным в этом и становится экспертом в создании разнообразных привязанностей.
88. Он всего боится, дрожит за свою жизнь и погибает в страхе и конвульсиях, как вытащенная из воды рыба.
89. В детстве он совершенно беспомощен, в юности наполнен смутными помыслами, в старости он во власти страданий, и в смерти следует за своей кармой.
90. Он рождается вновь или небесных чертогах, или как змея в преисподней Паталы, как демон-асур в обители демонов или как человек на земле;
91. Как демон-ракшас в стране ракшасов, как обезьяна в лесу, как лев на высочайшей вершине или как киннара среди гор;
92. Как видьядхара на горе Меру, удав в пещере, лиана на дереве, птица в гнезде, куст в долине или олень в лесной чаще.
93. Это - то же самое сознание, которое спит в водах молочного океана как Господь Нараяна, медитирует в Брахма-локе как лотосный Брахма; оно - Шива, которого обнимает богиня Парвати на горе Кайлас, и предводитель богов Индра, обитающий на небесах.
94. Это же сознание создает дни и ночи, будучи солнцем и оно же проливается дождями, будучи грозовой тучей. Как ветер, оно дует, и оно является горой и великим океаном.
95. Оно вращает колесо сменяющихся времен года и заставляет течь эпохи и времена. Оно сменяет дни и ночи, будучи светом и тьмой.
96. Где-то оно становится семенем и его жизненными соками, где-то - неподвижностью камня, водами реки или цветком лотоса.
97. Где-то это зрелые грозди плодов, где-то - бревно, огонь или что-то еще, где-то это ледяная вода, пространство, воздух или ничто.
98. Где-то оно принимает сияющие формы, где-то становится горой или колючим кустом. Где-то оно черное, где-то зеленое, где-то - огонь, где-то - земля.
99. Будучи вездесущей сущностью всего, оно всемогуще; будучи повсюду, оно тоньше даже чистого пространства.
100. Как это сознание представляет в себе что-то, так и там это и ощущается, как вибрация воды видится волной или водоворотом.
101. Оно может стать лебедем, уткой, цаплей, вороной, гусем, лошадью, волком, аистом, журавлем, оленем, обезьяной, киннаром или собакой.
102. Оно становится вороном, галкой и воробьем, мухой, пчелой и попугаем, мудростью, красотой, любовью и радостью, иллюзией, звездной ночью и лунным светом.
103. Оно проходит через эти и другие рождения и его несет в этом непостоянном мире, подобно сухой травинке в океанских течениях.
104. Оно боится своего собственного воображения, как осел пугается своего крика. Нет никого другого, подобного этому обусловленному сознанию, непостоянному, слабому, заблуждающемуся глупцу.
105. Такова сила индивидуального ограниченного сознания, о котором я рассказал тебе, О великий мудрец! Следуя собственной глупости, оно становится обусловленным, несчастным и низким.
106. Получая результаты действий, чистое Сознание впадает в печаль и, оставаясь в невежестве, испытывает бесконечное множество страданий.
107. Одной только силой майи, оно оказывается скрытым невежеством, как рисовое семя скрыто под собственной оболочкой.
108. Оставив свое безграничное всемогущество и блаженство и став ограниченным, оно страдает в несчастьях, как овдовевшая женщина.
109. Смотри, насколько сильно невежество и инерция! Чистое Сознание, не помня своей собственной природы, заблуждается в непонимании и падает, как горшок на веревке, брошенный в глубокий колодец.

Этим заканчивается сарга тридцатая «Поклонение Богу: Исследование Сознания в воспринимаемом» первой части книги шестой «Об освобождении» Маха-Рамаяны Шри Васиштхи, ведущей к Освобождению, записанной Валмики.
Subscribe

  • Есть три типа слушателей

    К Будде пришёл человек и попросил ответить на его вопрос. Будда сказал: — Я отвечу, но не сейчас. Человек удивился. Он был очень…

  • ВЕСНА

    Луковицы Радуг и тюльпанов Март сажает в золотые грядки. Ты поверь, что как это ни странно, - Будет все еще у нас в порядке...…

  • Источник всех радостей

    Задумайтесь на мгновенье над тем, что имел в виду Иисус, говоря: «...предоставь мертвым погребать своих мертвецов» (Мат. 8:22).…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments