marina mart (mart999) wrote,
marina mart
mart999

Categories:

Йога Васиштха - книга 6, сарга 50 (новый перевод с санскрита)

Оригинал взят у advaitavedanta в Йога Васиштха - книга 6, сарга 50 (новый перевод с санскрита)
Сарга 50. Учение о различении восприятий органов чувств.

1. Рама сказал:
Все понято, что должно быть понято, все увидено, что надо увидеть. Мы наполнены твоим нектаром знания Брахмана.
2. Из полноты полна полнотой эта полнота, из полноты рождается полнота. Полнотой полнота наполняется и полнота пребывает в полноте.
3. Но опять я тебя спрошу, не затем, чтобы рассердить тебя, но чтобы увеличить свое понимание, как сын обращается к отцу, О брахмин!
4. О брахмин, почему органы чувств (уши, глаза, кожа, язык и нос), хотя присутствуют и ясно видны,
5. У мертвого человека не могут воспринимать объекты, а у живого могут?
6. Как органы чувств, будучи инертными и несознательными, могут ощутить внутри тела находящиеся вовне объекты (горшок и пр.)? И как они прекращают это ощущение?
7. Если взаимодействие несвязанных объекта и органа чувств подобно притяжению и отталкиванию железа и магнита, то как объекты могут попасть вовнутрь, чтобы взаимодействовать с органами чувств?
8. Хотя я это хорошо знаю, но снова без конца задаю вопросы. Молю, объясни все снова по своей милости и состраданию.
9. Васиштха ответил:
Мой сын, вне этого чистого Сознания здесь нет ни отдельных чувств и ощущений, ни разума и мыслей, ни горшков или других объектов, ни вообще ничего.
10. Хотя это Сознание чище и тоньше пространства, оно само по себе обретает форму и, будучи Сознанием, тонким телом осознает существование вовне.
11. Это становится изначальным материалом для сотворения мира, из части которого появляются органы чувств и прочее, и все объекты (горшок и т.д.).
12. Став тонким телом, оно само собой становится разумом, в котором отражаются горшок и прочие объекты.
13. Рама спросил:
О Бхагаван, расскажи, какова природа тонкого тела и того величайшего зеркала, в котором миры существуют тысячами отражений.
14. Васиштха ответил:
Семя мира есть безначальный и бесконечный нераздельный Брахман, сияющий свет чистого Сознания, в котором нет частей и качеств.
15. В нем может возникнуть понятие, называемое дживой, или индивидуальным существом. Это существо пребывает и действует в теле.
16. С понятием "я" его называют чувством эго, с размышлением - разумом, с уверенностью и принятием решений - интеллектом, с ощущением объектов - органами чувств. 
17. С ощущением тела появляется тело, с ощущением горшка - горшок. Такова природа того, что люди называют тонким восьмеричным телом.
18. Когда оно становится знающим, делающим, наслаждающимся, свидетельствующим и обретает другие функции, его называют сознающим дживой, или живым существом, - это все известно как тонкое тело.
19. Потом со временем сознающее существо само по себе постепенно уплотняется из-за бесконечно разрастающихся желаний и склонностей.
20. Через некоторое время, благодаря этим склонностям, по своей природе тонкое тело обретает форму, как семя становится ростком из-за полива.
21. Считая себя имеющим форму, оно обретает тело сознательного или несознательного неподвижного существа. Из-за неверного знания оно забывает свою изначальную природу Сознания.
22. Ограниченное существо, джива, бродит по миру, влекомое желаниями и понятиями, как несомое в океане бревно, то взлетающее на вершину волны, то падающее вниз.
23. Некоторые из них, благодаря чистейшему различению пробудившись от бесконечных связующих рождений, скоро достигают состояния чистого Сознания, в котором нет начала и конца.
24. Другие же, силой само-познания обретают высшее состояние чистого Сознания через долгое время и множество рождений и страданий.
25. Это путь, которым ограниченное сознательное существо обретает тело, О разумный Рама! Теперь слушай, как с помощью органов чувств внутри оно познает объекты вовне.
26. Джива, или ограниченное сознание, с внутренним понятием о себе, оживляемое отражением чистого Сознания, пребывает как тело с органами чувств и разумом.
27. Когда оно встречается органами чувств с другими телами в пространстве, они из-за соприкосновения сливаются в одно.
28. При восприятии внешнего объекта необходим контакт чувств с объектом, однако восприятие появляется только когда разум присутствует, но не в случае, когда он отсутствует, как у освобожденного или умершего.
29. Объект, пребывающий в пространстве, отражается в чистой среде органа чувств и входит в контакт с ограниченным сознанием дживы. Это отражение принимается им за неоживленный внешний объект, хотя оно является самим дживой.
30. Как отполированный алмаз отражает объекты, также внешние объекты отражаются в глазу.
31. Ограниченное сознание дживы входит в контакт с отражением, и, зная себя в отражении, узнает это как внешний объект, О Рагхава.
32. Такой контакт с отражением узнается ребенком, животным и даже растением, почему бы ограниченному сознанию дживы не знать это?
33. Потом, с лучами из чистых глаз, сознание выходит наружу и принимает форму видимого объекта, который джива знает как истину.
34. В такой же последовательности появляется при контакте с объектом ощущение прикосновения, вкуса и запаха.
35. Но звук, пребывая в пространстве, сам входит в пространство уха и внутреннее пространство дживы, и таким образом появляется ощущение звука.
36. Рама спросил:
Скажи мне, О брахмин, какова природа того, что отражается в разуме, зеркале, внутри сложных объектов или в дереве?
37. Васиштха ответил:
О лучший из знающих, знай, что и само ограниченное существо (джива) и видимые им предметы, и их отражения, - это только иллюзия и заблуждение.
38. Таков этот кажущийся мир, не надейся на него. "Я" и прочие понятия - только волны на воде Сознания.
39. В высочайшем океане чистого Сознания нет ни места, ни времени, ни действия или чего-то еще. Всегда есть только чистое Сознание, единое и недвойственное, вездесущая сущность всего.
40. О Рама, пусть твой разум будет всегда непривязан, блажен  и спокоен, зная иллюзорность радости и страдания. Оставайся в неподвижном блаженстве собственной природы с мирным и беспристрастным разумом.

Этим заканчивается сарга пятидесятая «Учение о различении восприятий органов чувств» первой части книги шестой «Об освобождении» Маха-Рамаяны Шри Васиштхи, ведущей к Освобождению, записанной Валмики.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments