marina mart (mart999) wrote,
marina mart
mart999

Йога Васиштха - книга 6, сарга 51 (новый перевод с санскрита)

Оригинал взят у advaitavedanta в Йога Васиштха - книга 6, сарга 51 (новый перевод с санскрита)
Сарга 51. Исследование восприятий органов чувств.

1. Васиштха продолжил:
Глаза и остальные органы чувств не существовали изначально. Как они появились у лотосорожденного Создателя Брахмы, а потом у всех существ, ты уже слышал.
2. Как сначала возникло в чистом Сознании понятие о тонком теле Брахмы, также точно повсюду возникли тонкие тела всех существ.
3. Знай, что джива, индивидуальное ограниченное сознание, появляется еще в чреве как тонкое тело с органами чувств. Что оно ощущает, то оно тут же и видит.
4. Знай, что органы чувств и соответствующие им объекты есть собственные ощущения, и они возникают, как я описал тебе ранее на примере Брахмы.
5. В изначальном чистом Сознании появляется чистое восприятие, и из понятия о "себе" появляются бесконечные индивидуальные ограниченные сознания джив вместе с тонкими телами.
6. Но высочайшее чистое Сознание не затрагивается этим, так как оно недвойственно, бесконечно, непознаваемо, неразделимо, неизменно, не пусто и не множественно.
7. Нет воспринимаемых объектов и интеллекта, и ничто не становилось разумом, ограниченным сознанием и тонким телом.
8. То, что не является ничем из проявленного видимого, что неизменно существует, но кажется несуществующим, - это то, что называется высшим "Я", чистым Сознанием, превосходящим разум и все чувства.
9. "Таким образом появляется ограниченное существо или джива, которое суть мысль, воплощение Сознания" - это и другие подобные понятия являются заблуждением и используются только для облегчения объяснения.
10. Для откуда-то возникшей болезни невежества учение является лекарством, и с помощью этого лекарства при исследовании пропадает и болезнь, и само учение.
11. Все понятия и формы исчезают, остается одна только мудрость, настолько тонкая, что по сравнению с ней даже пространство также грубо и материально, как огромная гора по сравнению с атомом.
12. Тогда даже случающиеся действия видятся как нереальность. Оставив устремления к объектам мира, пребывай в чистом состоянии освобожденного, имеющего тело.
13. Все формы несуществующи и нереальны, они кажутся существующими только из-за невежества. Когда это узнается, все это пропадает и более не видится.
14. Как можно обрести нереальное, даже если оно видится? Действительно, добрался ли хоть кто-нибудь до воды в мираже, даже приложив усилия?
15. Нереальность, кажущаяся реальной, не реальна! Ее реальность видится в результате невежества. В свете мудрости видится истинная реальность и пропадает заблуждение.
16. Ограниченное сознание, тонкое тело и прочее, хотя совершенно не существуют, но воображаются. Они есть невежество и их исследование - это изучение невежества.
17. Воображаемые понятия об ограниченном сознании и прочие используются в писаниях только для обучения и пробуждения. Слушай об этом внимательно.
18. Чистое Сознание, став как будто ограниченным и пребывая в состоянии тонкого тела, устремляется вовне и обуславливается желаниями и понятиями.
19. О чем оно ни помыслит, оно тут же это видит, подобно ребенку, видящему воображаемое привидение в ночи, не различая, существует оно или нет.
20. Ощущая понятия пяти тонких элементов как реальность, в себе оно видит появляющиеся органы чувств.
21. Из них появляются пять плотных элементов, которые осознаются как находящиеся вовне. Они видятся как нечто отличное от себя, как сотни побегов кажутся отличающимися от самого дерева.
22. Джива считает, что "это внутри", а "это снаружи", и в соответствии с этими ощущениями дживы понятия уплотняются.
23. Как лунные лучи светят далеко вокруг луны, также ограниченное сознание дживы с помощью внешних ощущений расширяет сферу своего охвата.
24. Как острота присуща перцу, как пустота присуща пространству, так знание присуще чистому Сознанию, хотя кажется отдельным от него.
25. Джива все больше и больше оказывается связанным понятиями о необходимых действиях для достижения мирских и духовных целей, создавая все больше разделений.
26. Свои ощущения, которые по сути являются его собственным воображением, ему кажутся объектами, отличными от него самого, существующими в пространстве и времени. Объекты создаются собственными ощущениями, и никак иначе.
27. Весь этот мир есть только чистое Сознание, он возникает как разделение нераздельного, подобно тому, как сахар становится разнообразными сладостями, а глина превращается в разные горшки.
28. Все эти изменения появляются из-за появления понятий о пространстве, времени и причине, но этих изменений нет, потому что в Брахмане, чистом Сознании, не существует пространства, времени и причинности.
29. Как сок растения становится здесь цветком и там листом, создавая разнообразие, при этом оставаясь одним, так понятие "я" возникает в реальности чистого Сознания, не разделяя его.
30. Так, будучи сущностью всего, Брахман в самом себе создает все понятия - "это ткань", "это стена", "это я" и прочие. Знай, что так и появляется двойственность.
31. Как облако становится то ростком, то туманом в солнечном свете, то дождевой тучей, также и чистое Сознание то обретает форму, то существует без тела.
32. Так весь мир проявляется в Брахмане, ощущаемый как нечто иное и отличное от себя, хотя ничто в мире не может разделить его.
33. В чистом, как зеркало, пространстве само пространство отразиться не может. В отличие от него, по своей собственной природе Брахман отражает
34. Самого себя в себе самом, так как он есть чистое Сознание, и по своей собственной природе чистого Сознания как бы становится двойственным, хотя и не имеет тела.
35. Какое бы понятие ни возникло в этом Сознании, оно ощущается как существующее, хотя его нет, и ничто не может это изменить.
36. Как в золоте, из которого изготовили браслет, есть двойственность - реальное золото и нереальная форма, так и в чистом Сознании есть сознательность и материальность.
37. Благодаря своей вездесущности, Сознание всегда пребывает в разуме как его осознанность, подобно тому, как золото может быть материальностью браслета.
38. Разум, будучи инертной частью Сознания по своей природе, еще более уплотняется сам по себе. Как и где он что-то осознает, так и там он этим и становится.
39. Со временем, ограниченное сознание обретает форму и становится разными живыми существами, в соответствии со своими внутренними желаниями и склонностями, которые прорастают подобно бутонам.
40. Как приснившаяся деревня скоро сменяется другим сновидением, также ограниченное сознание переходит из одного тела в другое, являясь только отражением чистого Сознания.
41. Как во сне приснившийся человек становится то стеной, то тканью, также это нереальное отраженное сознание обретает другое тело.
42. Только нереальное умирает, и только нереальное рождается вновь, подобно тому, как во сне из-за собственной фантазии существо видит себя в другом теле.
43. В течение жизни существа, его тело не меняется на другое, но сами живые существа естественным образом изменяются в течение жизни.
44. О лучший из знающих, знай, что как во сне воспринимается то, что виделось или о чем слышалось, также и мир видится во сне индивидуального сознания.
45. Но то, что узнается трансцендентным видением, как описано ранее, не является сном, а есть чистое безграничное Сознание.
46. Как во сне Сознание, будучи сознающим дживой, видит прошлое и настоящее, точно также оно видит и будущее.
47. Прошлые склонности и понятия побеждаются собственными усилиями, и неудачи вчерашнего дня становятся удачами с помощью усилий.
48. Ощущение реальности органов чувств и понятия о сознательном отдельном существе не прекращается без достижения освобождения. До тех пор они то появляются, то временно пропадают в разных ситуациях и временах.
49. Понятие чистого Сознания проявляется как тело, состоящее из пяти элементов, хотя оно не было создано и не существует, подобно огромному привидению в фантазии ребенка.
50. Это тело, называемое "тонким", состоит из разума, интеллекта, чувства "я" и пяти тонких элементов.
51. Чистое Сознание бесформенно и тонко, по сравнению с ним пустое пространство грубо, воздух сравним с огромным деревом, а тело подобно горе Меру.
52. С практикой бесстрастия, тонкое тело выходит за пределы всех состояний и вкушает освобождение. Оставив инертное тело и все понятия, оно пребывает в состоянии глубокого сна.
53. В состоянии, называемом сновидением, оно верит, что у него есть тело и в нем
путешествует, рождаясь среди неподвижных и подвижных существ, пока не достигнет освобождения.
54. Иногда в глубоком сне, иногда в состоянии сновидения, это тонкое тело пребывает во всех существах.
55. Когда его глубокий сон сменяется ужасным сновидением о будущем, тогда оно
само становится бесформенным, подобным пожару конца света.
56. В неподвижных существах, или в дереве, исполняющем желания, оно пребывает в состоянии глубокого сна,  где невежество плотно, как камень.
57. Инертность и материальность - его глубокий сон, в его состоянии сновидения проявляется этот мир, его пробуждение - это освобождение, а состояние бодрствования - превосходящая все состояния турия.
58. Ограниченное сознание, джива, становится освобожденным, пробуждаясь к мудрости собственной высочайшей природы. Оно очищается от непонимания, как руда при очищении становится золотом.
59. Пробуждение дживы, или освобождение, бывает двух видов - освобождение при жизни, дживанмукти, и освобождение без тела, видехамукти.
60. Дживанмукти, освобождение при жизни, - это турия, четвертое состояние, за которым находится превосходящий все Брахман. Джива пробуждается к мудрости усилиями по пониманию.
61. Верно познавший собственную природу знает, что весь мир есть только Брахман. Неверно же знающий видит только свои страхи и заблуждения очень длинного сновидения жизни.
62. Они возникают как иллюзия в собственном сердце и утверждаются там, становясь плотным, как камень. Нет ничего в ограниченном сознании помимо отражения чистого Сознания,
63. Но воспринимая все иначе, глупец страдает. В каждом атоме ограниченного сознания нет ничего, кроме высочайшего чистого Сознания, -
64. Вся видимость этого мира - увы! всего лишь огромная иллюзия майи. Как в воде, кипящей в котле, появляются и пропадают пузырьки,
65. Так появляются и пропадают пылинки ограниченных сознаний в иллюзорной самсаре. Несвобода этого ограниченного сознания - в связующих обусловленностях и привязанностях, а освобождение - в прекращении обусловленностей и привязанностей.
66. В глубоком сне ограниченного сознания склонности пропадают, в сновидении они проявляются. При очень плотных обусловленностях и заблуждениях, ограниченное сознание существует как инертные объекты.
67. Средняя степень обусловленности приводит к существованию как животного, тонкие обусловленности свойственны человеческим и божественным существам. Когда прекращается внутренняя сосредоточенность ограниченного сознания на себе, появляются объекты вовне (горшки и т.д.).
68. Тогда одно сознание кажется существующим и как воспринимаемый объект, и как воспринимающий субъект, и сознание воспринимает как себя и не-себя то, что внутри и снаружи.
69. Тогда понятие о внешнем объекте и его восприятии появляется, подобно иллюзорному миражу. В действительности здесь ничего не теряется и ничто не обретается, -
70. И внутри, и снаружи сияет единое нераздельное чистое Сознание, не имеющее частей и формы. Все три мира есть только прекрасное удивительное проявление этого чистого Сознания. Но достаточно этих разделений и фантазий, вся эта прекрасная видимость мира не существует ни внутри, ни вовне этого чистого Сознания!
71. Подобно тому, как в океане есть только вода, в которой нет никаких разделений на волны и пену, и которая чище и прозрачнее пространства, весь этот мир есть только несравненное высочайшее нераздельное единое чистое Сознание, в котором нет границ и качеств.

Этим заканчивается сарга пятьдесят первая «Исследование восприятий органов чувств» первой части книги шестой «Об освобождении» Маха-Рамаяны Шри Васиштхи, ведущей к Освобождению, записанной Валмики.
Subscribe

  • Есть три типа слушателей

    К Будде пришёл человек и попросил ответить на его вопрос. Будда сказал: — Я отвечу, но не сейчас. Человек удивился. Он был очень…

  • ВЕСНА

    Луковицы Радуг и тюльпанов Март сажает в золотые грядки. Ты поверь, что как это ни странно, - Будет все еще у нас в порядке...…

  • Источник всех радостей

    Задумайтесь на мгновенье над тем, что имел в виду Иисус, говоря: «...предоставь мертвым погребать своих мертвецов» (Мат. 8:22).…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments