marina mart (mart999) wrote,
marina mart
mart999

МАХАТМА ГАНДИ







Биография Махатмы Ганди.
Ранние годы
Родился и воспитывался Ганди 2 октября 1869 года в довольно зажиточной семье, принадлежавшей к касте, находящейся в середине социальной лестницы. И хотя род Ганди происходил из торговой касты, его семья в течение многих поколений принадлежала к служилой прослойке и занимала высокие посты — так, дед и отец Ганди были премьер-министрами в княжестве Порбандар в северозападной Индии.

По индусским обычаям, браки планировались заранее, и обручались даже маленькие дети. Ганди был обручён в 7-летнем возрасте со своей будущей верной спутницей Кастурбай, на которой он женился в 14 лет. Их супружество продолжалось 62 года, и у них было четверо сыновей: Харилала, Марилала, Рамдаса и Девадаса. Кастурбай была верной спутницей жизни Мохандаса, участвовала в политических акциях мужа и находилась с ним в тюрьмах. Умерла Кастурбай от инфаркта в 1942 г., находясь под очередным арестом.

Окончив лицей, Ганди для получения юридического образования выехал в Лондон. Сначала он попытался приспособиться к новому окружению, европеизироваться, но вскоре отказался от этой идеи и стал вести скромную жизнь. Вернувшись в Индию в 1891 г., Ганди был зачислен в Бомбейскую коллегию адвокатов, где и получил первый юридический опыт.

Биография Махатмы Ганди. Южноафриканский период
Вскоре он получил приглашение на должность юрисконсульта в одной из индийских торговых фирм и уехал в Южную Африку. Здесь его дела пошли в гору, к тому же он быстро завоевал признание индийцев, которые стали называть его своим защитником. Прозвище «Махатма», или скорее уважительное почетное обращение, буквально означает «Великая душа».
Индийцы массово появились в Южной Африке во второй половине XIX века, когда европейцы стали предлагать им контракты для работы на плантациях сахарного тростника, шахтерами и ремесленниками. К приезду Ганди в Африку там было примерно 150 тысяч его соотечественников. Сначала отношения между англичанами и индусами складывались неплохо, но когда азиаты стали серьёзными конкурентами британцев, особенно в торговле, индусов всё чаще стали подвергать расовой дискриминации — у них не было избирательных прав, с них взимали дополнительные налоги, принуждали проходить регистрацию и сурово наказывали за отсутствие нужных документов; браки по индийским обычаям часто признавались незаконными.

Всё это подтолкнуло Ганди к общественной деятельности по защите индусов от угнетения англичанами. Он опубликовал на родине, в Индии, «Зеленую книгу», в которой изложил все тяготы положения индийцев в Южной Африке. Эта брошюра вызвала множество обсуждений, имя Ганди стало известно.

Находясь в Африке, Ганди призывал к ненасильственной борьбе, которую называл пассивным сопротивлением и сформулировал учение о сатьяграхе – упорство в истине, основанное на ненасилии. Он прививал индийцам чувство национального единения и права на защиту собственных интересов, вёл разъяснительную работу по проведению акций протеста и гражданского неповиновения.

В 1899 началась Англо-Бурская война, и Ганди возглавил отряд медицинской помощи, за свою смелость и самоотверженное служение ранненым, он был удостоен золотой медали. Однако его цель была не в помощи англичанам, а в том, чтобы помочь раненым. То же самое он сделал в 1906-м году, на восстании зулусов. Жестокость британцев в ходе подавления этого восстания потрясла Ганди, он был окончательно разочарован в ценностях западной цивилизации.

Когда 1907 власти в Южной Африке разрабатывали новый закон о регистрации, который ставил «цветных» в унизительное положение. Ганди организовал сопротивление по принципу сатьяграхи (что означает «упорство в истине» или «ненасильственное неповиновение»).

Являясь защитником прав индийцев, прежде всего обездоленных, Ганди и сам жил как аскет: одевался в холщовые брюки и сандалии, а своё имущество ограничил до нескольких самых необходимых предметов. В 1907 г. за неповиновение властям Ганди впервые попал в тюрьму и был приговорён к заковыванию в кандалы и тяжёлым работам.

После освобождения, в январе 1908 года, под его началом был проведен ряд забастовок, митингов, бойкотов против насилия англичан. В результате своих действий Ганди оказался в тюрьме. Однако, и после выхода из тюрьмы он не остановился на своем, в 1909 он продолжал переговоры, создал общину «Ферма Толстого», подвигая в жизнь новую идею индийского самоуправления (или «сварадж»). Эти действия возымели успех, и в 1914 году Ганди добился отмены самых унизительных расистских законов.

Распространение учения Ганди. Путь к победе
6 апреля 1919 года улицы индийских городов заполнило восстание. Ганди со своими приверженцами переезжал из города в город, выступая на бесконечных митингах. Британская администрация вынуждена была ввести военное положение, полиция стреляла в толпу и избивала демонстрантов. Моральный авторитет Ганди рос с каждым днем. Ганди стал одним из лидеров Индийского национального конгресса.

Ганди прекрасно понимал, что избавившись от английского ига, они потеряют и британскую экономику. Поэтому он разработал концепцию, суть которой была в том, что Индия способна обеспечить себя, избегая строительства дорогостоящих производств, наносящих непоправимый ущерб экологии страны, а вполне способна выжить за счет кустарного производства. Он всячески популяризировал идею натуральных хозяйств, ремесел, в том числе и ткачества. При этом Ганди вдохновлял людей своим примером — он носил одежду, сотканную своими руками. Можно с уверенностью сказать, что идея кустарного производства жива в Индии и по сей день.

В ноябре 1921 года разъяренная толпа избила индийских торговцев, которые вышли на встречу принцу Уэльскому, который посетил Бомбей. Ганди приехал в город, что бы усмирить толпу. Он проповедовал революцию путем мирных шествий, ненасильственное сопротивление властям. Ситуация усугубилась годом спустя, когда восставшие индийцы вошли в конфликт с полицейскими, в результате которого была сожжена тюрьма, погибли англичане. Ганди понял, что ситуация дошла до того предела, на котором нужно выбирать: или начинать вооруженное восстание, или отступить, отказаться от всего. И он выбрал второй вариант, посчитав, что индусы не готовы ещё к цивилизованному сопротивлению.

Решительная политика Ганди. Начало трудной победы
В марте 1922-го, по обвинению за разжигание ненависти к британцам, Ганди был арестован и над ним начался громкий процесс, который обратил на его сторону ещё большее количество единомышленников. Тем не менее, он получил приговор на 6 лет тюремного заключения, которые тоже не прошли даром — в тюрьме Мохандас написал автобиографию. Тем временем индусы продолжали вооруженные восстания и погромы, на которые Махатма Ганди реагировал своими знаменитыми голодовками протеста. Эти изнурительные смертельные голодовки, как ни странно, способствовали примирению сторон.

Из-за ухудшения здоровья, Ганди был освобожден досрочно и сразу же включился в новую работу. К 1928 Ганди счел, что силы движения восстановлены и вновь включился в борьбу за независимость страны. Индийский Национальный Конгресс предпринял следующий шаг, заключавшийся в бойкотировании монополии властей на добычу соли, которая приносила британцам огромную прибыль. Ганди потребовал снижения налогов и освобождения политических заключенных. 6 апреля Махатма Ганди, вместе с несколькими десятками тысяч соотечественников выпаривал соль кустарным способом, эта акция охватила всю страну. Британская экономика была парализована. Массовые аресты ничего не решали, хотя мае того же года были взяты под стражу все лидеры Национального Конгресса, включая Джавахарлала Неру и Махатма Ганди, что только ухудшило ситуацию в стране — всё вышло из под контроля, повсюду начались массовые волнения и вооруженные столкновения. Английские влысти были вынуждены освободить Ганди, вступить переговоры с Индийским Национальным Конгрессом.
4 марта 1931 вице-губернатором Ирвином было подписано соглашение, удовлетворившее все требования индусов. Англичане смирились с реформами, было введено самоуправление в Индии, проведены выборы, на которых победил Национальный Конгресс. Это была первая крупная победа освободительного движения.

Эпилог
Дальше было трудное движение от самоуправления к национальной независимости, омраченное религиозным расколом в стране, осложненное началом Второй мировой войны. Несмотря на все усилия Ганди, было пролито много крови уже на почве религиозного раскола внутри страны, но в конце концов удалось придти к долгожданному миру и суверенитету.

30 января 1948 года Махатма Ганди вышел к толпе, собравшейся послушать его речь. Он был убит индуистским террористом, считавшим, что Ганди предал интересы индуизма в пользу мусульман.

По сей день пример его жизни учит всех нас, представителей любых религий и национальностей, тому, как можно добиться правды и свободы методами любви и ненасилия.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments