marina mart (mart999) wrote,
marina mart
mart999

САТЬЯ САИ ГОВОРИТ

in25

Махабхарата содержит много ценных уроков

Знаете ли вы, для чего даны вам руки? Они даны вам не для того, чтобы беспрерывно отправлять ими пищу в рот. Они нужны вам для того, чтобы вы, совершая пуджу, преподносили цветы Господу.
Студенты!
Нам нелегко или даже невозможно понять ту высоту, на которой совершаются деяния Всевышнего, поскольку мы сами находимся на человеческом уровне. Если мы осознаем, что уровень, на котором действует божественная сила, находится более высоко, чем обычный человеческий уровень, мы сможем подняться на высоту, где нам станет понятна божественность. Для совершения любого действия в этом мире нужны порядок и дисциплина, без них никакой труд не принесет добрых плодов. Дисциплина совершенно необходима, пока мы действуем в рамках мирских представлений и законов.

Миром управляет власть закона. Дисциплина – вот что требуется для контроля над собой и для подчинения власти закона. Этот контроль над собой подобен духовной практике, тапасу. Жизнь без дисциплины и контроля в конце концов терпит неудачу и приходит к краху. Если вы противопоставите себя "тапасу", то неизбежно столкнетесь с неудачей. "Пата" – неудача – это неверная постановка букв в слове "тапас". Это будет означать, что вы движетесь к поражению. Надо постичь истину, что человеческой природе нужны контроль и ограничения. Пять элементов, составляющих мироздание, также контролируются определенными законами. Даже бесконечный океан подчиняется неким закономерностям. В масштабе целого мира жизнь человека – всего лишь частица, которая требует контроля и регуляции. Ограничения нужны как для любви (премы), так и для ненависти и гнева. Пример подобных ограничений показал нам Шри Кришна в те времена, когда Он жил. В нашей стране стало традицией рассматривать истории из Махабхараты как идеальные примеры. Поскольку эта традиция пришла к нам со времен Вед, жители Бхараты всегда готовы слушать эти истории и рады любой возможности приобщиться к ним. Очень важно для нас изучать и воспринимать человеческие черты Аватаров, чтобы наша собственная жизнь становилась богаче и совершеннее.

Это был день Картики Бахулы Триодаси. Священная земля Курукшетра готовилась к Панипату. На этой священной земле выстроилось для битвы войско кауравов. Во главе его выступал белый "лев" в тюрбане, сидящий на белой колеснице, запряженной белыми конями. Этот старец, подобный льву, был Бхишма. По другую сторону стояло войско пандавов, также выстроившееся для битвы. Во главе его был Бхима. Старый Бхишма совершил за свою жизнь триста жертвоприношений коня – Ашвамедха-яг, и пандавы, увидев предводителем этого могущественного человека, почувствовали страх и подумали, что им не миновать поражения. А между тем отовсюду слышались грозные кличи боевых труб и раковин, ржали лошади, громко ревели слоны. На колесницах развивались флаги. Ярко сверкали оружейные клинки. В это время неведомо откуда появилась колесница и остановилась в самой гуще битвы. Было видно, что в ней сидит подавленный и потерявший мужество человек, а другой человек, похлопывая его по спине, пытается вернуть ему бодрость и силу. Этими двумя были Арджуна и Кришна – лучший из людей и лучший из богов. Один представлял собой достойнейшего человека Арджуну, и второй – высшего Аватара Кришну. Нужно понять, что Аватар спустился со своего высокого пьедестала до уровня лучшего из людей, который заслуживал того, чтобы его учили, и Аватар учил человеческое существо и внушал ему мужество. Спустя некоторое время Кришна спустился со своей колесницы и направился к колеснице Дхармараджи. Неизвестно, что сказал тогда Кришна Дхармарадже, но было видно, что Дхармараджа отложил в сторону свое оружие и со сложенными руками пошел навстречу кауравам. Когда те увидели его, они начали громко кричать. Они подумали, что он собирается сдаться и просить мира. Арджуна и Бхима, увидев эту сцену, пришли в смятение. Им не пришло в голову, что Дхармараджа предпринял этот шаг, движимый благородными чувствами. Через несколько минут Кришна подошел к Арджуне и Бхиме и предложил им последовать за братом. Несмотря на возбуждение и смятение, они повиновались Кришне и присоединились к Дхармарадже. Теперь Дхармараджа, сопровождаемый братьями, направился прямо к Бхишме. Тот, взглянув на трех пандавов, понял, что у них на уме, он понял благородные мысли, которыми был воодушевлен старший брат, и в душе похвалил его за это. Братья подошли к Бхишме, коснулись его ног и обратились к нему как к деду. Они сказали: "С тех пор, как умерла наша мать, ты заботился о нас и воспитывал нас, но сегодня, к несчастью, мы должны воевать с тобой. Дай нам позволение на этот бой". Сердце Бхишмы было тронуто, когда он увидел, что даже во время ужасной битвы Дхармараджа остается верным дхарме и несмотря ни на что пришел просить разрешения на битву. Бхишма обнял Дхармараджу и сказал: "Даже на поле брани ты следуешь дхарме, и это доставляет мне большую радость. Вы выйдете победителями из этого сражения, потому что вы действуете согласно дхарме. Дхармо ракшати ракшитах – те, кто защищает дхарму, будут, в свою очередь, защищены дхармой. Вы оберегаете ее, и поэтому она будет оберегать вас и даст вам победу". Сразу после этого Бхима, Арджуна, Накула и Сахадева также попросили Бхишму благословить их. Затем они подошли к Дроначарье, коснулись его ног и сказали: "Ты – гуру, а мы – ученики. К несчастью, сейчас наступили плохие времена, когда ученики должны воевать с учителями. Но и в этой ситуации мы просим благословить нас". Дроначарья признал правоту их поступка, обнял их и благословил на победу. Таков был пример, показанный Кришной и заставляющий нас задуматься, исполняем ли мы, люди, подобные законы праведного поведения.

Ради чего всемогущий и всеведущий Кришна должен был испытывать все эти тревоги и волнения? Делал ли он это для себя, по эгоистическим мотивам? Нет, все это делалось для других и в интересах сохранения мира. Он испытывал все эти тревоги и трудности ради того, чтобы помочь и поддержать тех, кто искал его милости и поддержки. Из любви к своим преданным Господь готов пройти через многие испытания. Более того, хотя Кришна и возвестил Арджуне Гиту, бывали моменты, когда Арджуну одолевали сомнения или охватывала глубокая печаль, и тогда Кришна прибегал к высшему мастерству йоги, чтобы дать возможность Арджуне, человеческому существу, преодолеть вставшие перед ним препятствия, обрести мужество и двинуться вперёд.

Мы обычно думаем, что Гита содержит учение, которое подвигнет нас к отречению и приведет нас на путь чистой духовности. Но это неправильный взгляд. Следует понять, что Гита дает уроки, помогающие нам двигаться по обычной жизненной стезе и встречать любые ситуации. Кришна установил истину, что духовная жизнь и обычная мирская жизнь неразделимы, они тесно связаны между собой. Он показал необходимость гармонии и единства между мыслями человека, его словами и делами. Он провозгласил, что для того чтобы у человека рождались добрые мысли, нужен ум, для того чтобы человек мог передать эти мысли миру, нужно слово, для того чтобы обратить это слово в дело, нужно действие.

Многие считают, что поскольку Господь всемогущ, Он мог бы своей волей, санкальпой, предотвратить войну. Но мы должны понять, что Кришна не хотел прямо использовать свою божественную силу. Он жил по человеческим законам и хотел пользоваться обычными человеческими методами для контроля того или иного действия. Сейчас в нашем мире существуют тысячи людей, которые готовы учить других духовным наукам, утверждая, что сделают это понятно и просто. Есть и великие люди, которые помогут вам легко постигнуть сущность Вед. Но разве не было царей, владевших несметными богатствами и правивших огромными царствами? Где же теперь эти цари и эти царства? Чему они научили мир? И сегодня многие люди проповедают, будто есть короткие пути для постижения сути Вед, но лишь единицы следуют учению Вед в своей повседневной жизни.

Все эти люди и их уроки похожи на указательные столбы, способные в лучшем случае сообщить вам, что если вы пойдете по одному пути, то достигнете того-то и того-то, а если пойдете по другой дороге, то придете в другое место, но настоящие сложности на том или ином пути станут ясны только тогда, когда вы сами предпримете это путешествие. Указатель не скажет вам ничего. Говорить можно много, однако, с помощью "говорения" осуществить на практике нельзя ничего. То, что вы говорите и слышите, вы должны применять на практике. Вам известно положение в нашей стране: ненависть, беззаконие и страх проникли во все сферы нашей жизни, и единственно кто может уничтожить это зло, – молодые студенты. У вас есть возможность сделать это. Вам нужно усвоить идеи, содержащиеся в наших священных писаниях. Дух жертвенности, который во все времена был присущ всем гражданам нашей страны, содержится и в вашей крови.

В этой священной стране пандавы вели жизнь, ставшую для всех идеалом. Они были ведущими во всех сферах жизни: в политике, этике, морали и т.д. Как-то раз во время битвы, когда Дхармараджа, Арджуна, Бхима и другие пандавы сражались с врагом, Ашваттама завлек Абхиманью в Падмавьюху. Мать предостерегала его и говорила, что ситуация в настоящий момент опасна и непредсказуема. Ход битвы не совсем благоприятен для пандавов, Кришна был далеко, а жена Абхиманью, к тому же, ждала ребенка. Субхадра просила сына дважды подумать перед тем, как решить броситься в бой. Хотя мать умоляла его не вступать в битву, Абхиманью, унаследовав боевые семейные традиции и жертвенный дух, просил ее позволить ему воевать. Он говорил ей: "Вместо того чтобы сказать: будь львом и одним прыжком достигни поля боя, ты пытаешься помешать мне отправиться туда". Мать, будучи сама великой героиней, почувствовала силу героизма Абхиманью и подумала, что будет плохо, если она позволит ему идти в бой, но плохо будет и в том случае, если она остановит его. И она не могла выбрать меньшее из этих двух зол. Но все-таки она нашла выход.

Вы можете себе представить, как поступили бы обычные люди в подобной отчаянной ситуации. Они бы проклинали Бога и кричали: "О жестокий Бог, почему ты ставишь моего сына в такое положение?" Но героическая мать благословила своего сына, сказав, что он должен пойти и одержать победу на поле битвы. Благословение, которое она дала сыну, не знает себе равных. Спросим себя, какая мать в наши дни дала бы сыну такое благословение?

Каждая часть Махабхараты несет в себе урок и пример для всех нас. Идеалы, которые защищали пандавы и которые провозглашал Кришна, и сегодня очень важны для нашего народа. Когда Кришна отправился на мирные переговоры с кауравами, Дурьодхана предложил ему свое гостеприимство, но Кришна сказал, что поскольку он прибыл с миссией, он не вправе принять его приглашение, пока миссия не будет выполнена. Поэтому он остановился в доме Видуры. В те далекие дни Кришна хотел показать, что нормы праведного поведения должны особенно строго соблюдаться в такой важной сфере, как политика. Теперь же, если прибывает дипломатическая делегация из другой страны, ее из аэропорта сразу же везут в Радж Бхаван и еще до начала переговоров устраивают для нее пышный обед и оказывают другие знаки внимания. Если мы в существующих ныне условиях примем и применим на практике идеалы Махабхараты, наша страна станет процветающей. Часто можно услышать, что герои Махабхараты далеки от миролюбия и стремятся к войне и насилию. Это неверно.

Махабхарата – идеальная книга для тех, кто по-настоящему любит мир. Уроки Бхагаваты для нас не столь важны, как нравственные уроки Махабхараты. Поскольку мы – люди и должны жить как таковые, мы не можем понять, как действует божественная сила. Но мы должны принять и осознать действия, совершаемые Богом как человеческим существом.

Когда колесница остановилась между двумя войсками, Арджуна взмолился, чтобы Господь просветил его. Несмотря на то, что Арджуна, вооруженный знанием Шастр, принял как истину все, что сказал Кришна, он, будучи обычным человеческим существом, не мог постигнуть божественной сущности Кришны и просил, чтобы Тот дал ему силы понять Его. Он умолял, чтобы великий божественный образ Кришны предстал перед ним. Он просил, чтобы слабость, охватившая его ум и тело, покинула его. Он просил, чтобы к нему, простому человеку, была проявлена милость, иначе ему не преодолеть смятения ума и слабости в теле и не достичь просветления. Он молил Кришну со смирением и преданностью. Кришна, увидев глубокое волнение и искренность Арджуны и убедившись в его преданности, объяснил, что обыкновенные глаза не могут увидеть Его божественную форму. И Он, коснувшись лба Арджуны, сказал, что глаз мудрости, которым Он его наделяет, поможет ему увидеть Бога. Благодаря этому прикосновению Арджуна обрел око мудрости. Этот дар он получил не за особые заслуги, а как великую милость. С помощью ока мудрости он осознал, что все творение вмещается в божественную форму. Он понял, что все живые существа: люди, животные, насекомые – были частью этого видения. Он понял, что Кришна в ответе за все творение и что он присутствует в каждой мельчайшей частице мироздания. Арджуна закрыл глаза, и божественная форма открылась ему. Он воззвал к Кришне, воскликнув, что у него нет более сил выносить этот божественный образ и что он постиг величие Кришны и Его божественное могущество. Он простерся ниц перед Кришной и, потрясенный, начал петь в экстазе: "Как могу я узнать Тебя, Кришна? Ты меньше бесконечно малого и больше бесконечно большого, Ты – основа и причина восьмидесяти четырёх лакхов видов существ в этом мире. Ты бесконечно велик, и Тебя нельзя сравнить с самым великим в этом мире, Ты – источник всего, что мы способны видеть, и я склоняюсь пред Тобой, во всем подчиняюсь Тебе и сделаю все, о чем Ты попросишь меня".

Аватар в любое время способен на любые свершения, однако, он не станет беспрерывно демонстрировать свою мощь, а сделает это только в исключительных обстоятельствах, одаривая своей милостью только достойнейших. Хотя Аватары на протяжении тысячелетий появлялись на нашей земле и народ испытывал их воздействие, люди никогда в полной мере не понимали их. Нам нужно уяснить, почему не имеющее форму Божество принимает облик человека и появляется среди людей, сливаясь с ними, становясь для них примером и идеалом и передавая им те качества, которые они должны выработать в себе. Многие люди очень искренно и наивно спрашивают, отчего всемогущий Аватар обрекает себя на множество трудностей, терпит голод и страдания. Ведь всесильный Аватар может в один миг избавиться от всех этих мучений. Если есть какой-либо смысл в этом вопросе, можно спросить, отчего же вообще Аватар появляется в человеческом облике? Аватар может оставаться в бесформенной Божественности и в этом состоянии совершать деяния, но в какое-то время и в силу особых обстоятельств все, чему суждено свершиться – свершится, и это должно произойти на человеческом уровне. Определенные действия важны как исцеляющие акции, но глупо было бы ожидать, что Аватар при этом просто удалит все страдания и беды.

Прежде всего, вам следует использовать данные вам физические и умственные силы. Если же вы настолько ленивы, что не извлекаете из них пользы, что собираетесь вы делать с силами божественными? Предположим, что вы получили пищу и питье благодаря милости Божьей. Бог положил пищу вам на тарелку, но как глупо было бы думать, что Он поможет вам отправить ее в рот, прожевать и проглотить! Для этого Бог дал вам руки и рот, и мы обязаны использовать их. Если же вы не в состоянии пользоваться данными вам физическими органами, а также умом, интеллектуальной силой, лучше уж умереть, чем так жить.

Для того чтобы мы научились применять свои физические и ментальные силы, Господь и приходит к нам в человеческом образе. Главная задача Аватара - учить, чтобы мысли, слова и дела служили добру. В зависимости от условий жизни в стране Аватар приходит и показывает людям, как правильно использовать все органы тела и внутреннюю силу. В Бхарате, стране, подобной земному раю, вы могли бы применить для благих дел все ваши возможности и способности, и Я надеюсь, что священные тексты Бхагаваты и Махабхараты послужат для вас прекрасным образцом.

Воплощения божественной любви – Према сварупас! Юноши и девушки!

Вы должны стремиться управлять своими органами чувств, а не быть их рабами. Я надеюсь, что вы, осуществив это, станете идеальными гражданами и представителями нашей древней культуры. Идеалы Махабхараты, близкие отношения, существовавшие между пандавами и Кришной, уроки этих отношений – все это вам нужно не только уяснить, но и применить в практической жизни. Махабхарата не является обычной книгой. Поистине, ее следует считать пятой Ведой. Каждый индивидуальный характер в Махабхарате наделен силами, присущими Богу. Это не люди, рожденные подобно другим обычным людям. И поэтому каждое действие, совершенное ими, поучительно. Это индивидуальности со сверхчеловеческими возможностями. Все, что они делают, должно восприниматься как идеальное деяние. Эту книгу сравнивают с Ведами. Вы услышите еще много историй из Махабхараты. Вы узнаете, как Кришна, покинув свою божественную форму, в качестве человека учил людей праведному поведению. Я благословляю вас и надеюсь, что вы воспримете эти уроки, примените их на практике и станете достойными гражданами нашей страны.

ШРИ САТЬЯ САИ БАБА
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments