marina mart (mart999) wrote,
marina mart
mart999

Categories:

САТЬЯ САИ ГОВОРИТ

"Анандо Брахма – Брахман есть Ананда"

Я дам вам в одной фразе суть всей Веданты: "Атман, что присутствует во всех живых существах, – один и единственный, и это – не что иное, как ты сам"

Стояло то раннее утро, когда воздух свеж и прохладен, а ум наш пребывает в ясности и покое. Всходило солнце, и все небо было залито золотистым сиянием. И в этот час всеобщего покоя в уме Бхригу, сына Варуны, зародилась важная мысль. В такие мирные часы ум Бхригу постоянно рождал священные мысли, и теперь он подумал: "Кто есть Высший Дух, Брахман? И кто нашел ответ на этот вопрос? Что составляет Брахмана? И кто ответственен за все творение?" И чем больше размышлял об этом Бхригу, тем сильнее становилось его желание узнать ответ на все эти вопросы. Не в состоянии более удерживать в себе это, Бхригу исполнился твердого намерения получить ответы на все свои вопросы и отправился к своему отцу Варуне. Бхригу молил отца, известного своей ученостью, дать ему знание, которое он искал. Варуна не возражал против того, чтобы дать сыну ответы на интересующие его вопросы, однако в те времена было принято, чтобы желающий познать истину сам искал ее. Если гуру проясняет сомнения обучающегося сразу по мере их возникновения, то ученик утратит всякую способность к самостоятельным поискам ответа.


varuna3

Каждому следует предоставить некоторую независимость в удовлетворении своей любознательности.

Посему, дабы побудить Бхригу к самостоятельным поискам, Варуна дал сыну лишь краткое резюме.

"Брахман, – сказал он, – это Тот, с кого началось всё творение и в кого оно погрузится вновь. Он – это Тот, кто поддерживает всё мироздание". Получив такие наставления, Бхригу вернулся в лес, стал размышлять и пришел к выводу, что Брахман - это пища: "АннамБрахма". Он заключил, что человек рожден из пищи, живет пищей и пищей поддерживается. В конечном счете человек и умирает вследствие того, что он ест, поэтому Бхригу пришел к выводу, что пища есть форма Брахмана. Вернувшись домой, Бхригу спросил отца, верно ли его предположение или же оно - лишь следствие его невежества. Отец ответил, что Бхригу еще не постиг подлинной сути Брахмана, и послал его на поиски истины снова в лес. Бхригу вернулся в лес и вновь предался размышлениям. Он начал сомневаться, одною ли пищей жив человек. Ведь когда жизнь покидает человека, его тело уже не способно наслаждаться предложенной ему пищей. Приложив определенные усилия, Бхригу пришел к выводу, что жизнь важнее, нежели пища, и заключил, что Брахман есть жизненная энергия – "Пранам Брахма". Но и на этот раз Варуна счел ответ сына неверным и снова отослал его. Мы можем усомниться, правильно ли поступал отец, уклоняясь от прямого ответа сыну и вновь и вновь отправляя его обратно в лес. Однако настоящий искатель истины должен быть готов к тому, чтобы для достижения ее претерпеть любые беды на пути к ней. В те далекие времена наставник был убежден в том, что любой человек, будь то сын или кто-либо другой, должен подвергнуться всем испытаниям, которые ему необходимы для познания истины. Гуру тех дней прекрасно осознавали это.

Пребывая в лесу, Бхригу снова начал предпринимать разнообразные попытки к осознанию истинной природы Брахмана. Он спрашивал себя, будет ли человек доволен и счастлив, имея в своем распоряжении только пищу и жизненную энергию, и будет ли правильным заключить, что человек рожден только для еды и сна. Задавшись этим вопросом, он пришел к выводу: понять, что такое жизнь, можно только обладая разумом. Без разума невозможно проникнуть в тайну человеческой природы, невозможно понять связь, существующую между одним человеком и другим. Именно разум определяет степень зависимости и свободы человеческого существа. И Бхригу заключил, что разум – вот форма Брахмана.

С этим заключением он и пришел к своему отцу. Но Варуна снова отослал его. Бхригу вернулся в лес и стал размышлять, что ни пища, ни богатство, ни разум не принесут жизненной пользы, если человек не способен различить, где – добро, а где – зло. Человеку нужно обладать способностью отличать вечное от преходящего. Иногда мы принимаем эту точку зрения и в обычной речи замечаем, что если человек не обладает духовным разумом, или буддхи, то его жизнь бесполезна. Так Бхригу пришел к выводу, что буддхи – это Брахман. Свою мысль он выразил фразой Виджнянам Брахма (Высшая мудрость есть Брахман).

Но и этот его вывод был отвергнут Варуной. Размышляя в одиночестве далее, Бхригу понял, что истинный искатель божественного знания, или джиджняси, должен обладать сильным желанием найти ответы на свои вопросы. Без такой сосредоточенности на одном предмете нельзя достичь настоящей удовлетворенности.

Но сегодня мы сосредоточены на ценностях непостоянных и преходящих. В стародавние времена великие наставники, махариши, и их ученики обладали огромной способностью к сосредоточению на своей цели. В этом и состоит истинное предназначение человека. В этом заключена тайна человека, и это должно стать конечной целью его существования. Обретший человеческое рождение должен прикладывать усилия к осознанию Божественности. Бхригу продолжил свои поиски и пришел к выводу, что каким бы ученым человек ни был, жизнь его будет лишена смысла до тех пор, пока он не познает счастья и блаженства. Цель жизни – блаженство, или ананда, и оно же – ее источник.

2102

Как водяной пузырь, который рожден в воде, растет в воде и в воду погружается, человеку надлежит родиться в ананде, поддерживаться анандойя в конечном счете в ананду погрузиться. Бхригу пришел к выводу, что такое блаженство – ананда и есть Брахман. Блаженство, ананда, снизошло на Бхригу и заполнило его до краев. Преисполненный ананды, он не пошел к отцу, а остался, где был. Спустя некоторое время отец сам пришел к нему. Бхригу в это время был целиком погружен в ананду, и для такого человека нет уже ни отца, ни матери, ни родственников. Отец понял блаженное состояние сына и благословил его.

В древние времена и отцы, и дети их жаждали познать истину. Теперь же, случись сыну спросить отца, что тот думает о природе Брахмана, как тот немедленно обуздает его любопытство советом не тратить время впустую: на это, мол, будет время в старости. Теперь многие из тех, кто проповедует природу Брахмана, топчутся на месте, так как подвержены мирским желаниям.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments