marina mart (mart999) wrote,
marina mart
mart999

Category:

Путь любви – самый быстрый путь к Богу

Nanda_Nandana

Там, где нет премы – божественной любви, посейте ее семена и излейте ее упоительный нектар, подобно тому, как дождь проливается на засушливые земли. Пусть потоки любви заструятся по этим местам. "О Кришна, играй на своей флейте-мурали, и реки любви потекут в сердца людей".

Воплощения чистейшего Атмана – Павитратмасварупас!

Пока мы сохраняем иллюзию о том, что окружающий нас материальный мир есть реальность, наши тревоги никогда не покинут нас. Сегодня, в нынешней ситуации молодые люди должны развивать в себе веру в Бога, чтобы сделать свою жизнь более совершенной. Вы плачете, когда рождаетесь на свет, вы плачете, когда умираете, вы так часто плачете всю свою жизнь – от рождения до смерти. Но плакали ли вы когда-нибудь об утраченной дхарме, или о том, чтобы достигнуть чего-нибудь хорошего в жизни? Почему и ради чего вы лили слезы? Ведь не ради того, чтобы просто провести время.

Все наши усилия должны быть направлены на достижение идеала, в который мы верим. Его можно достичь лишь с помощью любви. Любовь, обращенную к Богу, еще в незапамятные времена жители Бхараты называли бхакти. Для обретения милости Божьей есть много путей. Достичь Бога, приблизиться к Нему, понять Его и Его сокровенные тайны – в этом помогут вам према и бхакти. Значение бхакти в том, что она выступает средством, которое так или иначе приближает вас к Богу – будь это любовь отца, матери, брата, сестры, жены, сына и т.д. Есть и другие пути достижения той же цели. Они известны как путь джняны и путь кармы. Однако следовать путем джняны – очень сложная задача, поскольку этот путь требует стойкости, мудрости и высокого интеллекта и в сравнении с путем бхакти является гораздо более трудным. Что касается пути кармы, то здесь необходима уверенность в себе. Вступив на этот путь, человек полагается не на Бога, а только на свою собственную силу и свои возможности. На пути кармы человек встречается с изрядными трудностями, так как возлагает все надежды только на себя и на свой труд. Если же вы выбираете путь йоги, вы должны знать, что для освоения различных типов йоги, таких, например, как аштанга-йога, требуется строгая дисциплина, а также правильный выбор гуру. Эти три пути: джняна, карма и йога – труднее, чем путь бхакти. Путь любви – самый легкий и самый короткий. Этот вид любви – према – не сосредоточен на каком-либо одном индивиде, на обществе или на каком-то особом объекте. Эта любовь очень широка. Только когда мы осознаем эту широту, мы сможем понять и почувствовать святость и божественность этой любви. Бог – воплощение любви. Единственный для нас доступный путь к Богу – это путь любви. Когда на небе восходит луна, вы ее ясно видите – вам не нужны ни керосиновая лампа, ни какой-либо другой искусственный свет. Причина в том, что вы можете видеть луну благодаря ее собственному свету. Точно так же, если мы хотим приблизиться к Богу – воплощению любви – и понять Его, сделать это можно только с помощью любви, являющейся Его неотъемлемым свойством. Бог посылает свою любовь не по какому-то определенному "адресу". Он присутствует всюду, в каждом отдаленном уголке мира. Молодым людям очень важно любить все вокруг и расценивать эту любовь как любовь к Богу, присутствующему во всем. Как беспристрастен Бог в своей любви, так же должны быть беспристрастны и мы. Нельзя с эгоистическим чувством радоваться бескорыстной любви Бога и относить Его любовь только к себе. Но пока мы не достигнем определенного уровня, мы должны попытаться воспринять Бога хотя бы в ограниченной мере. Действительно, покуда наша жизнь проходит в узких рамках, нам невозможно испытать всю широту любви. Поэтому первое, что мы должны сделать – это найти людей, которые помогут нам расширить границы любви. Вот небольшой пример.

Возьмем маленькую палочку для курения благовоний. На ее конце теплится огонь. На конце горящей сигареты тоже заметен огонек. Если загорится лес в горах, мы увидим большое пламя. Огонь в аграбати, огонь в сигарете и огонь лесного пожара – все это огонь. Но если, несмотря на нашу уверенность в том, что "все огни – огонь", мы положим на горящую сигарету или аграбати несколько сухих поленьев, огонек погаснет и поленья не вспыхнут. С другой стороны, если мы возьмем зеленые свежие листья и бросим их в яростное пламя лесного пожара, огонь охватит их и сожжет дотла.

Подобно этому, если огонь любви в вас недостаточно силен, вы не сможете выдержать великого огня любви Господа. Если вы станете говорить всем и каждому о всепроникающей и распространяющейся повсюду преме Господа, есть опасность, что слабое пламя любви внутри вас совсем погаснет. Если вы хотите, чтобы ваши чувства перестали быть ограниченными, если вы хотите испытать любовь ко всякому живому существу, вы должны беречь и развивать любовь, живущую в вашем сердце, и стараться поднять ее на более высокий, благородный уровень. В начале этого пути вам следует выбрать нужную форму и подходящее время. Если вы не научитесь правильно оценивать ситуацию и выбирать нужное время, то не сможете взрастить в себе прему. Любовь Бога подобна беспредельному океану, она – бесконечна, и вместить ее всю в себя вы не сможете. Сколько вы сумеете зачерпнуть от нее, зависит от величины чаши, которую вы возьмете. Поэтому первое, что вам следует сделать – это увеличить размер своей чаши, в чем вам поможет садхана. Первый шаг в садхане – уважение к матери. Чувство преданности (бхакти) к матери должно открыть вам ту нежность и любовь, которые она проявляла, растя и воспитывая вас. Отблагодарите ее своей любовью, и в ответ на нее мать также проявит любовь в форме ватсальи. Мать купает, одевает и нянчит ребенка, укладывает его спать. Такая глубокая привязанность между сыном и матерью, если она сохранит свою чистоту, может принять форму любви к Господу. Этот тип бхакти – любви и привязанности между сыном и матерью – описан в Бхагавате как ватсалья бхакти.

Яшода, как мать, ухаживала за Господом, когда он был ребенком, одевала и нянчила его. Любя его, она часто держала его на коленях, будто плод дерева джэк. Хотя Кришна был рожден Деваки, Яшода смотрела за ним, как за своим собственным сыном, и чувствовала к нему ватсалью бхакти. Несмотря на то, что некоторые пастушки-гопи, бывало, жаловались на Кришну, Яшода любила его еще больше и никогда не обращала внимания на жалобы. Но однажды, когда жалоб накопилось так много, что она не в силах была больше их слышать, она спросила Кришну, почему он не ест то, что она дает ему, а ходит и крадет еду в чужих домах, словно в их собственном доме недостает простокваши и молока. Когда Баларама и Сатьяки пришли и пожаловались, что Кришна ест землю, Яшода растерялась и попросила Кришну открыть рот. Когда он это сделал, она почувствовала, что у него изо рта пахнет маслом, а не землей. Она недоумевала, где же здесь правда? Хотя Кришна был совсем крошечным мальчиком, в нем уже проявлялась великая сила. Он спросил: "Разве я неразумное дитя? Разве я так глуп, чтобы есть грязь?" Когда ребенок задает такой вопрос, ясно, что он столь необычным образом выражает свое величие. Величие Кришны проявилось в его ответе: "Можешь ли ты утолить мой голод одной маленькой конфетой, когда во мне содержится вся вселенная? Можешь ли ты дать мне подходящее имя, когда я присутствую в каждой дживе? Можешь ли ты омыть меня водой, если я пребываю в океане этого мира?"

578c0853b4f9 (1)

И правда, если вся вселенная находится в Нем, можно ли накормить Его? Если Его сияние подобно сиянию миллиона солнц, какой смысл подносить лампу, чтобы увидеть Его? Если Его не может понять и не может приблизиться к Нему самый великий человек на земле, как постигнет Его форму обыкновенный человек? Несмотря на то, что Яшода сама все это видела и слышала, несмотря на то, что о своей силе и о своей божественности ей говорил сам Кришна, она продолжала вести себя как мать, которая всегда хотела видеть в Кришне маленького мальчика. И эта любовь матери к сыну приносила ей не только огромную радость, но и чувство внутреннего освобождения. Поэтому, если вы хотите придти к самореализации, вам не обязательно следовать всем тем видам бхакти, которые были описаны. Если вы посвятите себя Богу, выбрав один путь – путь премы, вы добьетесь реализации. Яшода была всегда полна премы; ни минуты не проводила она вдали от Кришны, повторяя, возможно ли большее блаженство, чем прикосновение к нежным розовым щекам маленького Кришны? Она видела в детском облике Кришны образ Бога и выражала Ему свою любовь. Тем самым она достигла единения с Богом. Этот путь и носит название ватсальи премы.

Еще один вид любви – сакхья бхакти (любовь-дружба). Ее испытывали пастухи - гопалы, с которыми проводил время Кришна. Они играли с Кришной и становились с ним единым целым. Они никогда не думали о том, что он Бог или Аватар. Они считали Его одним из пастухов, – таким же, как они сами. Этот тип близких отношений между человеком и Богом известен как сакхья бхакти. Пастухи часто играли с Кришной в прятки, принимая Его за одного из товарищей по играм и, тем самым, сливаясь с Ним. Так выражали они Ему свою преданность. В полуденные часы стадо паслось под деревьями, а все пастухи и Кришна сидели в тени, деля между собою пищу и ощущая тесную дружескую связь друг с другом. И не только это: присматривая за стадом, они ни на минуту не отходили от Кришны. Когда коровы мирно паслись, пастухи подходили к Кришне, садились рядом с Ним и просили Его рассказывать разные истории. Они играли, пели и жили вместе и поэтому воспринимали Кришну как неотъемлемую часть самих себя. В те дни Кришна часто играл на мурали, по правде говоря, Он играл несравненно лучше, чем другие пастухи. Своей игрой Он любого мог привести в экстаз. Один из пастухов подошел как-то к Кришне и сказал: "Пой, пой еще и еще на радость моему сердцу. Воплоти в своей песне самую суть Вед и спой ее золотым голосом своей флейты, наполняя счастьем мое сердце". Другой гопала подошел и сказал: "Наши коровы – это упанишады, а четыре ноги у коров – четыре Веды, извлеки же из коровьего молока нектар Вед и Упанишад, наполни им свою флейту и сыграй для нас".



Они смотрели на Него как на друга, отождествляя себя с Ним. Пастухи часто ходили к реке Ямуне, чтобы поплавать в ней. Плавая, они норовили схватить Господа за ногу, и это выглядело так, будто впереди плыла большая рыба, а вокруг нее, хватая ее за хвост, сновали маленькие рыбешки. Пастухи воспринимали Кришну как обыкновенного человека, и им очень нравились Его человеческие черты. Они совсем не огорчались, если их родные братья и сестры находились далеко от них, но очень горевали, если хотя бы на минуту расставались с Кришной. Мы видим, что пастухи под тем или иным предлогом старались быть как можно ближе к Кришне. Они не занимались тапасом и не сотворяли пуджу, чтобы быть ближе к Кришне. Они просто выражали Ему свою любовь. Кришна представлялся им океаном любви, а они сами – брызгами океанской воды. Единственной их целью было соединить свои жизни с этим бесконечным океаном любви. Пока мы держим каплю воды на ладони, она и остается каплей, но когда мы смешаем эту каплю с океаном, ее больше не будет – она утратит свою индивидуальность и сольется с океаном. Так и гопалы старались каждую каплю своей премы влить в бесконечный океан премы Господа. Может ли быть цель достойнее этой?

Третий вид любви называется виродха према, или недобрая, враждебная любовь. Носители ее в той или иной степени близки к Богу. Камса, Дантавакра, Джарасандха, Пундарика Васудева олицетворяли собой эту любовь. Они настолько ненавидели Кришну, что даже во сне, заслышав его имя, вскакивали в возбуждении. Для тех, кто верует, видеть образ Бога или слышать о Нем уже является радостью. Но те, кто настроен враждебно, будут и за едой, и во сне все думать и думать о том, кого они ненавидят. Был такой случай, когда Шишупала увидел тень от своей ноги на стене. Взглянув на нее, он пришел в ужас, так как подумал, что появился Кришна. Думая о Боге недружелюбно, люди всегда полны страха перед Ним. И тем не менее, имя Бога и Его образ навсегда запечатлены в их сердце. Из-за такой тесной связи, хоть и основанной на ненависти, они становятся близки к Богу. Неважно, каким образом вам удалось уснуть – вы ведь все равно спите! Разве важно, где вы спите: в караван-сарае или на веранде? Огонь имеет свойство обжигать, и он обжигает вас, прикоснетесь ли вы к нему сознательно или бессознательно. Ослепительное сияние Кришны таково, что оно очищает любого, кто случайно или намеренно приближается к Нему. Неважно, как и почему человек сделает это, но если он беспрестанно держит в уме имя и образ Кришны, то получит освобождение.

Четвертый вид любви называется гопикас бхакти или мадхура бхакти (сладостная любовь). Пастушки-гопи всегда думают о Кришне, полностью подчиняя Ему свои мысли. Они говорят, что все их богатство: их тело, их ум и все-все, что они имеют, – подчинено Кришне. Что бы они ни делали, что бы ни ели, о чем бы ни говорили – все это во имя Кришны. Вся их жизнь подчинена Ему. Каждое мгновение жизни принадлежит ему. Если Кришны нет с ними хотя бы минуту, им кажется, что жизнь покидает их. Когда Кришна уходит со стадом коров, пастушки всегда думают о Нём. Они всегда беспокоятся, есть ли у Него хорошая защита, есть ли у Него на ногах сандалии, не чувствует ли Он каких-нибудь неудобств. Одна из пастушек тревожилась, что, поскольку лицо у Кришны и так темное, оно станет еще темнее из-за загара, когда Кришна пойдет в лес, и она представила, как будет хорошо, если в следующий раз Он возьмет с собой зонт, чтобы защитить кожу от солнца. Вот так все время думали они о Гопале и заботились о Нем. Когда они ели, они старались представить, вкусна ли еда, которую сейчас ест Кришна. Когда они отдыхали, они думали, удобно ли там, где отдыхает Кришна; то есть во время еды, сна и отдыха они все время думали о Гопале и радовались жизни. "Брахмавид брахмайва бхавати" (живущий в Боге становится Богом). Таким образом, если мы думаем о Боге, и все наши помыслы обращены к Нему, мы сливаемся с Ним, становясь с Ним одним целым. Мысли гопи были заполнены Кришной, поэтому они сами и их тела становились подобными Кришне.

0_a05be_4cacc56c_L

Однажды в деревню Гокулам пришла новая невестка – Нираджа. Стоило ей появиться, жители деревни описали ей красоту и величие Кришны. Правда, Нираджа уже и раньше слышала о Кришне и мечтала увидеть Его, но ее свекровь была строгой женщиной. Она приказала Нирадже не выходить из дома, не делать никаких попыток увидеть Кришну и даже не произносить Его имени. Причина была в том, что люди считали, будто Кришна, играя с девушками во всякие игры, подрывает репутацию многих семейств. Кришна же тогда был семилетним мальчиком, и не было никаких оснований для подобных россказней. Однако из-за недобрых чувств людей эти представления о Кришне все-таки распространились. Злые люди были и в те времена. На самом же деле для таких суждений не было никакой почвы. В деревне установился порядок, по которому Нанда почитался деревенским старейшиной, и люди зажигали свет в его доме, чтобы зажечь от него свои лампы. Считалось добрым знаком, если свет будет исходить из дома деревенского головы. Свекровь Нираджи однажды заболела и приказала невестке пойти зажечь лампу и принести ее домой. Ей было сказано, чтобы она не заходила в дом Нанды и не пыталась взглянуть на Кришну. Нираджа чувствовала себя счастливой, ибо у нее наконец-то появилась возможность подойти к дому Нанды и хотя бы бросить взгляд на этот священный дом, где жил Кришна. По пути туда все ее внимание и все ее мысли сосредоточились на Кришне, и она стала ждать минуты, когда Он появится. Она была настолько поглощена мыслью о Нем, что не обратила внимания на горящий в ее руке фитиль и не почувствовала, что огонь обжигает ей руку. Яшода, выбежав из дома, поняла, что Нираджа – новенькая в этой деревне, она изумилась, увидев, что рукав Нираджи в огне и что она этого не замечает. Нираджа пришла в себя и стала умолять Яшоду не рассказывать об этом случае ее свекрови и свекру, так как знала, что они накажут ее за это. Она объяснила, что полностью ушла в лицезрение Кришны, которого увидела в зажженном ею пламени. Когда она заговорила, прибежали пастушки, окружили Нираджу и увидели, что случилось. Они не стали молчать и быстро разнесли новость по всей деревне. Они повсюду распевали об этом, а Нираджа боялась, что за этим последует и что скажет ее свекровь, но несмотря ни на что, она чувствовала себя счастливой, зная, что все это совсем не так важно, как даршан Кришны, которого она удостоилась. Такая любовь – лучший путь к Богу. Пастушки понимали это, день и ночь думая о Кришне.

Среди этих девушек была одна, которая считалась у них главной, по имени Радха. Не то, чтобы она сама захотела стать главной – так решили ее подруги. Они обычно шли к ней за советом, когда возникали какие-нибудь трудности. Радха совсем не походила на героинь современных спектаклей или кинофильмов. Она принадлежала типу людей, всегда занятых мыслями о Господе, и даже ее имя говорит о ее святости и величии. Если вы в начале поставите "Р", то получите "Радха", если вторую "а", то получите "адхар", если начнете с "д", то выйдет "дхара", если же начинать с последней буквы – получится "арадх". Это значит, что в самой основе имени "Радха" заключена арадхана – непрестанная мысль о Господе.

FvEgqk0JlJ4

Если вам захочется по-настоящему понять интимную связь между Кришной и Радхой, нужно вспомнить о событии, произошедшем тогда, когда Радха, уйдя в чащу бамбукового леса, оказалась там совсем одна. О ее привязанности к Кришне можно понять из ее слов. Ее изгнали из деревни, и она в отчаянии поет: "В деревне случилась беда, и я нигде не могу найти пристанище. Поэтому я и пришла сюда. Только ради Тебя поддерживаю я в себе дыхание жизни. Эта жизнь существует только для Тебя. Явись мне хотя бы в моих снах. Мой ум не может найти ни минуты покоя, если я не вижу Тебя. Когда я описываю Тебя, Ты живешь внутри, как мои два глаза; когда я смотрю на Тебя, то вижу Тебя как маленького мальчика. Но если бы у меня не было глаз, я не могла бы видеть этого ребенка. Ты тот, кто "видит" во мне, и тот, кого я стремлюсь увидеть. Неужели Ты не покажешься мне хотя бы только раз в своем человеческом облике?" В это время Кришна был в Мадхуре, где Ему предстояло убить Камсу. Из ее мольбы мы знаем, что хотя у нее не было крова, где она могла бы укрыться, она всетаки поддерживала дыхание жизни единственно ради Кришны. Когда она погрузилась в свои мысли, ей показалось, что ее подружки играют гдето рядом и поют о том, что Гопала вернулся в их деревню. Услышав эту песню, она выскочила из бамбуковой чащи на берег Ямуны и бросилась бежать, чтобы увидеть Гопалу, не обращая внимания на раскаленный песок под ногами.

Любовь Радхи была так сильна, что она всегда стояла на берегу Ямуны - и в жару, и в холод. Под палящими лучами солнца ее тело покрывалось ожогами, но она не замечала этого. Она пела хвалу Господу и молила, чтоб Он пришел к ней, звеня ножными браслетами, которые он надевал, сражаясь с великим змеем. Она пела в упоении, обращаясь к Господу и моля его придти. Однажды, впав в экстаз, она упала замертво.

БХАГАВАН ШРИ САТЬЯ САИ БАБА
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments