marina mart (mart999) wrote,
marina mart
mart999

Category:

Духовность и общество

18403_649336668410176_738421535_n

Общество вызывает уважение к себе благодаря своим нравственным ценностям. Крушение нравственности приводит к общественному упадку. А общество, в котором царят добрые нравы, пребудет вовеки. Я призываю мужественных сыновей Бхараты никогда не забывать о силе и ценности нравственности.

Воплощения Премы - Божественной Любви!
Распространено ошибочное мнение, что в современном обществе нет места духовным ценностям. Было бы заблуждением полагать, что духовность несовместима с мирским обществом. Шри Кришна доказывает ложность этого суждения в своем послании "Санкхья йога" (название II главы Гиты). Многие ошибочно считают, что духовность заботится только о спасении души. В действительности духовность составляет основу общества и абсолютно необходима для социального прогресса и роста сплоченности людей. Невозможно переоценить той роли, которую играет духовность в жизни общества.
Всемогущий Бог, Ишвара, проявляет Себя через индивидуумов, которые, собираясь вместе, образуют сообщество. Каждая человеческая личность - это некий аспект Всемогущего, Ишвары; человеческое общество также возникло из Ишвары. Только индивидуум обладает некоей формой, а у общества определенной формы нет. Подобным же образом материальный мир видим, а Ишвара невидим. Но хотя Всемогущий и невидим, Его существование бесспорно, ибо не может быть творения без Творца. Как ткань не может существовать без нитяных волокон, а кувшин - без глины, так и вселенная не может обрести существования, не будь изначальной субстанции - Брахмана.
Брахман есть основа, субстанция и основной двигатель всего, но Он также и Тот, кто "наслаждается" Своим творением. Шри Кришна призывает Арджуну постичь вездесущую природу и сокровенную суть Брахмана, Верховного Бога.
Утверждают, что не следует уклоняться от свадхармы, или собственной дхармы. Но что такое свадхарма? Бхагавад Гита содержит детально разработанное и красочное описание понятия свадхармы. Господь Кришна досконально объясняет Арджуне ее смысл и значение. В основном свадхарма связана с индивидуальными качествами личности. Поэтому вишвадхарма (дхарма вселенной) находится выше, нежели свадхарма, ибо вишвадхарма есть дхарма всей вселенной. Вишвадхарма - это не что иное, как косимческая дхарма Брахмана. От вишвадхармы происходит Ишварадхарма. От Ишварадхармы берет начало самаджикадхарма - дхарма общества. Из самаджикадхармы проистекает вьяктидхарма - индивидуальная дхарма. А вьяктидхарма синонимична свадхарме (собственной дхарме).
Существует изречение "Саматвам йога мучьяте" (спокойствие ума называется йогой). Эта фраза вибрирует глубиной мысли и богатством содержания. Слово "саматва" можно грубо перевести как "уравновешенность". Под словом же "свадхарма" обычно понимают правила поведения или шкалу ценностей, которые должны придерживаться все люди, независимо от касты или сообщества, их веры или исповедуемой ими религии. Но эта неверная трактовка понятия свадхармы: свадхарму нельзя относить ко всем без исключения группам людей. Не существует каких-то универсальных или абсолютных норм нравственности. Относительность этических норм - неизбежное общественное явление. Нравственность зависит от времени, мест и духа эпохи.
В нашем земном мире различия очевидны. Так, в мире обитают самые разные виды человеческих существ. Есть мужчины, женщины и дети; существуют различные возрастные группы: младенцы, подростки, молодые женщины и мужчины и пожилые. Естественно , что дхарма женщины не может быть такой же, как дхарма мужчины, Самой природой заложено врожденное неравенство. Поэтому было бы нелепым пытаться установить единые правила поведения для всего человечества. Каждый человек имеет собственную дхарму, но она не должна быть направлена против дхармы других людей.
Бхагавад Гита говорит, что Арджуна оказался на острие духовного выбора. Обеспокоенный использованием собственной дхармы, свадхармы, он оказался в затруднительном положении. Арджуна не решается убивать своих родственников, ибо не хочет быть виновным в братоубийстве. Он уже ненавидит воинскую славу, сопряженную со смертоубийством на поле брани. Тогда Господь Кришна принимается объяснять ему сущность свадхармы. Свадхарма - это личная дхарма человека, кодекс поведения, соответствующий его положению в обществе. Свадхарма определяется также и естественными склонностями человека. Ишварадхарма же - это универсальная божественная дхарма, основанная на любви и сострадании. Ишварадхарма по своей сути всеобъемлюща и многостороння и равно применима ко всем кастам, сообществам, культам и вероисповеданиям.
Когда человек осознает и постигает вездесущую природу Ишвары, он преодолевает границы свадхармы, собственной дхармы. "Ишвара сарва бхутанам" (Бог- во всех существах). И в тот момент, когда вы осознаете истину этого основополагающего утверждения, вы осознаете и Ишварадхарму - теоцентрический порядок (закон,ставящий в центр всего мироздания Бога), существующий в природе. Итак, свадхарма, индивидуальная дхарма стоит рангом ниже, нежели вишвадхарма, дхарма вселенной, и Ишварадхарма, Дхарма Бога. Когда вы осознаете божественность каждого человеческого существа, тогда вы и постигаете Ишварадхарму. А до тех пор пока вы отождествляете себя с бренным и изменчивым физическом телом, вы подвержены воздействию двойственности: удовольствию и боли, радости и печали, хорошего и дурного.

KA2_043

Арджуна был обуреваем сомнениями ума и слабостью сердца. Шри Кришна резко упрекнул его за нравственную и духовную робость. "До тех пор пока ты будешь слабым и робким, ты ничего не сможешь достичь в жизни. Старайся преодолеть в себе сентиментальность и телесное сознание. До тех пор пока ты будешь воспринимать мир с позиции бренного тела, ты не сможешь преодолеть в себе духовного малодушия. Если же ты взглянешь на мир с высоты бессмертного Атмана, то для слабости и боязливости места уже не останется", -такими увещеваниями Шри Кришна побуждал Арджуну к действиям на поле боя.
Мир - это сцена, а все мы - актеры, занятые в пьесе, разыгрываемой в мире. Но все наши действия направляются волей Бога, который управляет и нашими бессмертными душами, и нашими бренными телами. И наш с вами долг - участвовать в этой игре, не проявляя ни боязливости, ни слабости.
Противоречия и относительность этого мира, а также людские обязанности не затрагивают бессмертного Атмана. Следует признать сосуществование и непосредственное соседство добра и зла в этом мире. С точки зрения Атмана добро и зло зависит от случая и не является абсолютными величинами.
Физическое тело (деха) состоит из пяти первоначальных элементов - земли, воздуха, воды, огня и эфира. Рано или поздно, но тело, деха, распадается. А вот дехи, или сокрытый в теле Атман, никогда не рождается и не умирает. Он неразрушим, неувядаем, и бессмертен. Дехи един с Брахманом. Атман и Брахман по своей сути тождественны. Идентичность Атмана и Брахмана составляют самую соль духовности. Духовность и миролюбие всегда идут рука об руку. Духовность и социальная справедливость также тесно взаимосвязаны. Распространение духовности способствует росту социальной справедливости и равноправия.
Осознать в себе бессмертного Атмана людям мешают зависть, злоба и ревность, которые порождены привязанностью к бренным физическим телам. Не все в равной степени могут извлечь благо из священной Гиты. Это всецело зависит от заслуг и нравственной чистоты индивидуума. В конечном счете человек ответственен за все, что он совершает. До тех пор пока человеческие существа предпочитают барахтаться в болоте лени, они не способны даже представить себе возвышенного блаженства духовности.
Бхагавад Гита обрела свою нынешнюю форму и красоту поэтическим гением Вьясы. Чтобы обрести спокойствие духа, нет необходимости запоминать все ее строфы. И одной шлоки из Гиты достаточно, чтобы преобразовать всю вашу жизнь. Для обретения духовного знания необходима твердая вера, или щраддха. Бхагавад Гита побуждает нас стать послушными орудиями Бога. Для интеллектуального просвещения и духовного просветления Гиту следует перечитывать снова и снова.
Целью всех верующих является освобождение. В человеческом теле проявляет себя божественный Атман. Он должен обнаружить свою божественность в теле человека, преданного Богу, и в конечном счете слиться с тем первоисточником, из которого вышел. Но человеческое существо очень часто забывает о своей божественной природе и поддается искушению власти и богатства.
Реакция человека на все добро и зло, что творятся в мире, зависит от его кармы, которая является точным мерилом его качеств - гун. Карма есть ключ к освобождению, но из-за привязанности к своему физическому телу человек забывает о своем истинном предназначении.
Как-то раз в результате ниспосланного на него проклятия бог Индра воплотился на земле в облике кабана. Он забыл о своей прошлой славе, женился на свинье и наплодил целый выводок поросят. Он чувствовал себя в высшей степени счастливым и абсолютно забыл о собственной божественности. Святой Нарада пожалел его и сделал так, чтобы тот осознал свое истинное предназначение. Точно так же и человеческие существа забыли о своей божественной природе и привязывают себя к чувственным удовольствиям.
То, что Шри Кришна возвестил Бхагавад Гиту, принесло благо и Арджуне, и провидцу Санджайе, и мудрецу Вьясе, и божественной обезьяне Хануману, герою Рамаяны. Но к той же самой Гите царь Дхритараштра остался глух. Привязанность к жестоким сыновьям заглушила в нем чувство справедливости по отношению к Пандавам.
Важна каждая шлока Гиты. Всего в ней содержится семьсот шлок. В коробке может находиться пятьдесят спичек, но и одной спички достаточно, чтобы зажечь свет мудрости и рассеять тьму невежества. Однако без упорства и веры, шраддхи, Бхагавад Гита останется книгой за семью печатями. Ленивому не достичь ни освобождения, ни духовного просветления.
Бог не ограничен рамками какого-то определенного места. Он не только трансцендентен, Он также имманентен и вездесущ. Шри Кришна разъяснял Аржжуне: "В действительности ты не убийца. Ты думаешь, что собираешься убивать своих врагов. Но убийство - только видимость. На самом деле ты служишь орудием в процессе разрушения и очищения, в процессе воскрешения дхармы. И ты не был бы так обеспокоен, если бы помнил, что бренное тело преходяще, а Бессмертный Атман бессмертен". Истинная йога состоит в достижении человеком спокойствия и контроля над своими органами чувств, заслоняющими от него основополагающую реальность. Слабость - это смерть, тогда как сила - бессмертие.
Изложение Шри Кришной Бхагавад Гиты было по необходимости сжатым, но мудрец Вьяса на благо всех грядущих поколений искусно дополнил Небесную Песнь, снабдив ее своими блистательными комментариями.
К примеру, фразу "Саматвам йога мучьяте" (спокойствие ума называется йогой) Вьяса расширил и преобразовал в двенадцать стихов, а фраза "Кшудрам хридайя дурбальям" (духовная слабость отвратительна) превратилась под его пером в двадцать два стиха. Строка "Анитьям ашукхам локам имам прапья бхаджасва мам" (В этом преходящем и несчастливом мире поклоняйся Мне) была преобразована Вьясой в семь стихов, а утверждение "Найяматма балахинена лабхья" (Атман не может быть обретен слабым) было разъяснено им в девяти отдельных стихах.

HANUMAN01.jpg2_

Предводитель обезьян Хануман, который присутствовал в виде изображения на флаге колесницы Арджуны, тоже слышал Гиту и изложил ее на языке пайсачи в двадцать одном стихе.
Истина одна, но проявлений ее много. Самые существенные и необходимые качества духовного искателя составляют бесконечное терпение и настойчивость. Бхагавад Гита представляет собой квинтэссенцию всех Священных писаний, и каждому искателю духовности следует неутомимо ее изучать. Также ее следует считать книгой, имеющей большую практическую ценность и в нашей повседневной жизни. Гита дала утешение многим и сможет помочь вам в вашем духовном продвижении.

ШРИ САТЬЯ САИ БАБА
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments